Ректор БГУИР Вадим Богуш: «Образовательный процесс становится всё более технологичным»
15 марта 2024 г. 11:07

Ректор БГУИР Вадим Богуш: «Образовательный процесс становится всё более технологичным»

Тип материала: Мнение
Регион: -
Источник: РСР

Старт нового проекта сайта РСР

Редакция сайта Российского Союза ректоров запускает серию интервью с руководителями зарубежных высших учебных заведений. Открывает эту серию интервью с ректором Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР) Вадимом Анатольевичем Богушем. 15 марта ведущий отраслевой вуз Беларуси отмечает 60-летие со дня своего основания.

— Вадим Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о вашем учебном заведении. Сколько студентов в нем обучается, сколько направлений подготовки реализуется?

— Сегодня БГУИР — это научно-образовательный комплекс, который обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов на базе среднего специального и высшего образования, а также для обучения в аспирантуре и докторантуре. В структуру университета входят 8 факультетов, Минский радиотехнический колледж, Институт информационных технологий, научно-исследовательская часть. Подготовка осуществляется по: 18 специальностям общего и специального высшего образования, три из них открыты в этом году; 15 специальностям углубленного высшего образования; 30 специальностям аспирантуры на русском и английских языках; 15 специальностям докторантуры.

На данный момент в БГУИР обучается около 15 тыс. человек, в их числе свыше 750 иностранных граждан более чем из 40 стран, включая Российскую Федерацию, Китай, Узбекистан, Вьетнам, Туркменистан и другие. 

— 15 марта БГУИР отмечает 60-летие со дня своего основания. С какими результатами подходит вуз к юбилейной дате?

— Мы являемся ведущим учреждением высшего образования в Республике Беларусь. С 2005 года имеем статус базовой организации, в 2021 году прошли аккредитацию в качестве научной организации. Подтверждением эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности является занесение БГУИР на Республиканскую доску почета за достижение наилучших показателей в сфере социально-экономического развития среди научных организаций (Указ Президента Республики Беларусь от 20.04.2023 № 120). В 2023 году мы прошли аккредитацию в Министерстве образования по всем образовательным программам и подтвердили соответствие высоким университетским стандартам.

Также активно развиваем научную деятельность и больше половины финансирования, которое мы получаем по науке, — финансирование по контрактам из реального сектора экономики.

— В России сейчас обсуждается вопрос о повышении качества математического и естественно-научного образования. Не только в высшей, но и в средней школе. А как вы оцениваете уровень современных абитуриентов, которые поступают в ваш вуз, особенно в части физико-математической подготовки?

— Мы отмечаем высокий интерес к образованию в БГУИР, поэтому к нам поступают и подготовленные, и мотивированные студенты. Поступившие в БГУИР в 2023 году абитуриенты по математике имеют в среднем 86 баллов из 100 возможных (по итогам централизованного экзамена РБ, — примеч. редактора). 

Кафедрой высшей математики разработана концепция двухэтапной подготовки студентов по высшей математике: программа состоит из годичного курса, общего для всех специальностей, и специализированных курсов, которые разработаны для каждой группы специальностей.

 — Реализует ли БГУИР программы подготовки в сфере искусственного интеллекта (ИИ)? Ведутся ли у вас разработки в этой области?

— На данный момент искусственный интеллект — очень актуальное направление, которым мы занимаемся достаточно давно. В 1995 году в БГУИР открылось направление подготовки по специальности «Искусственный интеллект» и была создана соответствующая кафедра интеллектуальных информационных технологий (ИИТ). По этой специальности в университете есть магистратура, выполняются исследовательские работы и проводятся конференции.

— Технологии ИИ становятся всё популярнее и у студентов. В России есть вузы, которые официально разрешили своим студентам использовать нейросети при написании выпускных квалификационных работ. Разрешаете ли вы своим студентам использовать нейросети в учебе?

— Искусственные нейронные сети (ИНС) представляют собой один из популярных классов моделей решения задач в рамках искусственного интеллекта. Обучение по специальности «Искусственный интеллект» и смежным специальностям в БГУИР предполагает изучение принципов разработки и применения различных классов ИНС, в частности, в задачах обработки сигналов и текстов естественного языка. 

В настоящее время становятся популярными системы, использующие нейронные сети. Эти системы показывают впечатляющие результаты, такие как способность ведения диалога на любую тему на различных языках, возможность сгенерировать текст на заданную тематику и многие другие.

Для нас необходимо объединить разработку систем ИИ, а также изучение их поведения, так как они оказывают достаточно сильное влияние на многие процессы, в том числе и на самостоятельную работу студентов.

— Вадим Анатольевич, в целом какие важные и актуальные мировые тренды в высшем образовании вы бы выделили?

— Несомненным трендом является цифровизация образования. Образовательный процесс становится всё более технологичным и персонализированным, его организация включает различные цифровые инструменты и ресурсы, такие как искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность, геймификация и др. В данном направлении мы начали двигаться уже достаточно давно — с 2003 года все лекции и практические занятия в БГУИР оцифрованы. Но, конечно, в этом процессе мы не останавливаемся, постоянно создаются и обновляются курсы лекций, более широко используются возможности мультимедиа и интерактива. 

Второй тренд — понимание значимости фундаментальной подготовки и комплексной модели специалиста, которая включает практические навыки, профессиональное мировоззрение и soft skills («гибкие» навыки) или социальную компетенцию. 

Также одной из главных мировых тенденций является развитие непрерывного образования. В такой быстро развивающейся сфере, как информационные технологии, специалист должен постоянно совершенствоваться, иначе уже через несколько лет его знания и опыт начнут устаревать. Однозначным требованием является способность выпускника к постоянному саморазвитию.

— В январе этого года в Москве прошел Пятый форум Ассоциации университетов России и Беларуси, на котором обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества. Есть ли у вас планы по сотрудничеству с российскими коллегами на 2024 год?

— Работа белорусских и российских вузов координируется в рамках Ассоциации и включает мероприятия по всем направлениям: образовательные, научные, социально-культурные, молодежная политика. Совместно с коллегами из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского государственного института электронной техники (МИЭТ), Института радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова Российской академии наук, Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. Ульянова (Ленина), Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» реализуются совместные программы, конференции: курсы русского языка, цифровизация дистанционного образования, научные проекты и поддержка академической мобильности, а также выполняются проекты, направленные на разработку платформы для прецизионного управления высокомолекулярными объектами с помощью диэлектрофореза; получение эпитаксиальных гетероструктур на основе функциональных оксидных пленок нанометровой толщины для элементов спинтроники, в том числе сверхпроводниковой; повышение эффективности преобразования энергии солнечных элементов на основе допированных перовскитных ячеек с транспортными слоями наноразмерной толщины из оксидов переходных металлов.

— Какие еще перспективные направления международного сотрудничества вы сегодня рассматриваете для БГУИР?

— Наиболее активно развивается сотрудничество с университетами и организациями России, Китая, Вьетнама, Узбекистана, Казахстана. Основными направлениями развития сотрудничества в международной сфере для нас являются: создание совместных образовательных программ подготовки специалистов бакалавриата и магистратуры на английском и на русском языках; организация курсов русского языка, академической мобильности на период от 1 до 9 месяцев; участие в международных конференциях, семинарах, публикации совместных исследовательских работ в научных журналах; приглашение и направление преподавателей для проведения лекций; выполнение совместных НИОК(Т)Р и развитие цифровизации и дистанционного образования.

— Сказались ли на проектах международного сотрудничества вуза введенные недружественными странами санкции в области академического взаимодействия?

— Естественно, санкции влияют на развитие международных проектов БГУИР. Так, БГУИР в данный момент не участвует в таких программах, как Erasmus+, TEMPUS, DAAD, Horizon 2020. При этом инициатива о приостановлении реализации существующих договоров о сотрудничестве либо прекращении их деятельности исходит от иностранной стороны. Однако мы успешно ведем работу на восточном направлении и расширяем контакты, ведя совместные проекты с Российской Федерацией и КНР. В перспективе видим возможности расширения сотрудничества со странами Африки.

— Сегодня всё чаще звучит критика в адрес глобальных образовательных рейтингов вузов, в том числе за выбор и использование определенных показателей, методов сбора данных, отсутствие прозрачности. Тем не менее достойной альтернативы глобальной системе оценки и сравнения университетов, похоже, пока нет. Ваш вуз участвует в Московском международном рейтинге вузов «Три миссии университета». На ваш взгляд, как рейтинг отражает конкурентные позиции белорусских вузов?

— MosIUR является объективным в части сбора информации об университетах и ее содержания, то есть у рейтинга сформированы веские условия для объективного анализа деятельности вузов, и это отражено в его методике. Благодаря взвешенной методологии рейтинг объективно определяет позиции вузов в мировом образовательном пространстве. 

О том, что MosIUR занял достойное место среди авторитетных глобальных рейтингов, говорит динамика участия в нем мировых вузов. В 2017 году в рейтинге участвовало 200 вузов, в 2023 году — 2 тыс. вузов со всего мира. Таким образом, количество мировых университетов в рейтинге увеличилось в 10 раз. Следует полагать, что MosIUR достаточно обстоятельно подошел к подбору критериев и показателей, которые позволяют сформировать объективную оценку университетов.

ФОТО: Пресс-служба БГУИР