Главная

28 февраля 2014 года на онлайн-заседании Межвузовской экспертной группы РСР по инклюзивному высшему образованию обсуждены вопросы организации деятельности Уполномоченного по правам инвалидов в вузах

28 февраля 2014 года состоялось заседание Межвузовской экспертной группы Российского Союза ректоров по инклюзивному высшему образованию, которое возглавила Генеральный секретарь РСР, член Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов О.В. Каширина.

В мероприятии в онлайн-режиме приняли участие Руководитель экспертной группы А.Г. Станевский, а также специалисты из более чем 100 российских вузов. Главным вопросом экспертного обсуждения стала организация деятельности Уполномоченного по правам инвалидов в высших учебных заведениях.

Открывая заседание, О.В.Каширина отметила: «Воплощение принципов Конвенции ООН о правах инвалидов в деятельности вузов означает формирование для них механизмов образовательного и профессионального становления. Самостоятельный выбор и освоение профессии позволит инвалидам достичь реальной социализации - стать полноправными субъектами социально-экономической деятельности. В этой связи вузовские Уполномоченные призваны создать в высшей школе организационную основу развития доступности профессионального образования для инвалидов».

Подходы к организации деятельности Уполномоченного по правам инвалидам в вузах представила Руководитель Центра инклюзивного образования Южного федерального университета Л.А.Гутерман, выделив его первоочередные задачи: 

«Деятельность по введению практик инклюзивного образования в высшем учебном заведении необходимо начинать с организационно-правовой области. В первую очередь, это внесение изменений в Устав в части совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и студентов, которые таких ограничений не имеют. Необходима регламентация деятельности по организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать особые образовательные условия, включить их в учебно-образовательный процесс, сформировать образовательные программы и учебно-методические планы для обучения каждого ребенка различных нозологий. Необходимо заключить договора с родителями - если несовершеннолетние студенты, то эти договора должны достаточно четко прописывать возможности обучающегося, все возможности университета по предоставлению услуг этому обучающемуся.

В области организационно-педагогической деятельности на первое место мы ставим подготовку наших педагогов и студентов к введению профориентационной работы с детьми-инвалидами, которые не всегда имеют тот уровень подготовки, который нужен для обучения в вузе. И поэтому профориентационная работа по подготовке к поступлению в вузы должна стоять на высоком уровне. Мы говорим об осуществлении организационно-педагогической, психологической, технологической помощи. Необходимо разработать и реализовать образовательно-реабилитационные технологии. Но мы не забываем и об организации социокультурной реабилитации, поскольку, если мы будем ограничим студентов-инвалидов только лишь включением в образовательный процесс, то их социализация и реабилитация в вузе не будет осуществляться. В области научно-методической деятельности мы считаем, что каждый вуз обязан осуществлять исследовательские работы по проблемам доступности высшего образования для инвалида, и только тогда мы сможем создать необходмую образовательную базу и методические пособия».

Согласно решению участников заседания Л.А.Гутерман совместно с коллегами по Межвузовской экспертной группе в ближайшее время разработает типовую модель деятельности Уполномоченного по правам инвалидов вузах и представит ее для обсуждения и последующего прототипирования.

По итогам обсуждения О.В.Каширина обратила внимание вузовского сообщества на необходимость пристального контроля соблюдения прав студентов и преподавателей с инвалидовностью в процессе реорганизации вузов. Она призвала на уровне советов региональных советов ректоров проводить постоянный мониторинг этой ситуации и коллегиально вырабатывать правовые решения возникающих проблем. 

Также О.В.Каширина высказалась за включение в критерии мониторинга эффективности вузов параметра, учитывающего усилия вуза по развитию доступности для инвалидов, отметив, что это станет мощным стимулом к работе вузов по внедрению инклюзии. Было решено на основании вузовских предложений сформировать критерии оценки развития доступности вузов с их последующим представлением с Министерство образования и науки Российской Федерации.

Стенограмма мероприятия

Презентация доклада