Главная

19 сентября 2012 года - Выездное заседание Межвузовской рабочей группы Российского Союза ректоров по инклюзивному высшему образованию

19 сентября 2012 года в рамках Образовательного форума «Алтай-Азия 2012» состоялось выездное заседание Межвузовской рабочей группы Российского Союза ректоров по инклюзивному высшему образованию, которое собрало вузовских экспертов по организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья из высших учебных заведений Новосибирска, Якутска, Барнаула, Бийска, Омска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Москвы и других регионов России.

Целью заседания была выработка «дорожной карты» общевузовских действий по формированию институциональных основ инклюзивного высшего профессионального образования. Эксперты представили успешные модели вузовской работы по организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также зафиксировали проблемные зоны проведения такой работы. 

С докладами выступили заведующий учебно-научной лабораторией адаптивных компьютерных технологий Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова П.Р. Егоров; декан Факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета Б.Б. Айсмонтас; Директор Института открытого и дистанционного образования Южно-Уральского государственного университета А.А. Демин; Директор Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета Г.С. Птушкин; Руководитель тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского М.А. Рощина; преподаватель кафедры проектирования зданий Московского государственного строительного университета А.С. Стариков, другие участники форума.

Участники заседания отметили солидарное стремление вузовского сообщества объединить экспертный и инфраструктурный потенциал в процессах институализации инклюзивного высшего образования. Они указали на базовую роль высших учебных заведений в построении непрерывной траектории социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья через образовательное и профессиональное становление «школа – вуз – работодатель».

Первоочередными направлениями работы участники заседания указали преодоление правовых норм и пробелов в области организации инклюзивного высшего профессионального образования; формирование соответствующих образовательных стандартов; разработку эффективных инклюзивных образовательных технологий; повышение профессиональной квалификации профессорско-преподавательских коллективов для проведения научно-образовательной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; повышение уровня программно-технического обеспечения вузов для реализации инклюзивного образования; формирование совместно с органами государственной власти, общественными и отраслевыми институтами системы трудоустройства выпускников-инвалидов.

Участники заседания приняли решение в основу совместной работы положить консорциумный подход, когда вуз согласно профилю и опыту будет формулировать те или иные аспекты организации инклюзивного образования в вузах.

Предложения к Резолюции Форума «Алтай-Азия – 2012»