Главная

26 июля 2013 года в состоялось открытое заседание Межвузовской экспертной группы РСР по инклюзивному образованию

26 июля 2013 г в режиме телеконференции состоялось открытое заседаниеМежвузовской экспертной группы РСР по инклюзивному образованию. Повестку дня заседания составили вопросысовершенствования законодательных основ образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в связи с ратификацией Россией Конвенции ООН о правах инвалидов.

В заседании, которое возглавила Генеральный секретарь РСР, Член Комиссии при Президенте Российский Федерации по правам инвалидов О.В.Каширина, приняли участие ведущие эксперты вузовского сообщества из 7 федеральных округов. Посредством телеконференции к обсуждению подключились специалисты федеральных, научно-исследовательских, отраслевых (педагогических, аграрных, строительных, обороны и безопасности) университетов.

Участники заседания представили оценку законопроектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», которые готовятся к внесению в Госдуму осенью этого года.

Открывая заседание, О.В.Каширина отметила, что вузы выполняют важнейшую роль в создании эффективных механизмов социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: «С момента принятия конвенции мы должны повернуться лицом к человеку, а человек им право сделать самостоятельный выбор места, в котором планирует учиться. И все вузы должны поднимать свой уровень работы в этой области». «За последние 5 лет вузы во многом восприняли задачу образования инвалидов как важную и сегодня ищут варианты решения проблем, а не ограничения, по которым решить эти проблемы нельзя»,- продолжила она.

Генеральный секретарь назвала положительным фактором изменений в обществе, развивающих доступную среду, активную позицию самой молодежи с ограничениями здоровья: «На недавней встрече с Министром образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливановым лауреаты программы РСР «Талант преодоления» активно вносили свои предложения о том, как сделать обучение в вузе более комфортным. То есть дети сами стали субъектами законодательной инициативы. Через объединение, с одной стороны вузовских экспертов в области образования инвалидов, а с другой, самих ребят с ограниченными возможностями здоровья, формируется новая профессиональная среда».

Генеральный секретарь представила итоги первого этапа вузовского обсуждения пакета вышеозначенных законопроектов, отметив, что предложения высших учебных заведений по правовым основам обучения инвалидов касались и других законодательных актов, в частности, закона об образовании, который вступит в действие 1 сентября сего года.

Отличительной чертой поступивших предложений участники заседания назвали системную оценку задач социализации инвалидов через образование, подчеркнув, что сегодня, когда в широких кругах о доступном образовании речь идет преимущественно о пандусах, предложения вузов по обсуждаемым законопроектам содержатся глубокие содержательные замечания.

В числе таковых названы, в частности, положение о необходимостинаполнения обсуждаемых законопроектов, а также закона об образовании воспитательной компонентой, закрепив ее на вузовском этапе: вузы полагают, что воспитательная работа позволит устранить сохранившиеся барьеры между здоровыми обучающимися и инвалидами.

Также в числе предложений была отмечена необходимость введения в закон об образовании понятия «медицинские ограничения по определенным специальностям (направлениям подготовки)» в отношении норм, регламентирующих порядок приема, что позволит направить ограничения на поступление не на вуз в целом, а на конкретные специальности и направления подготовки. Было подчеркнуто, что даже на таких предприятиях как Ростехнологии и Росатом студенты-инвалиды могут работать - в конструкторских бюро или управлении ИТ-процессами.

Участники заседания были единодушны в констатации значимости законодательных предложений вузовского сообщества, поскольку они основаны на многолетнем инициативном опыте организации обучения инвалидов. По словам выступивших, этот опыт уникален, он дает основания Российскому Союзу ректоров выступить с законодательными инициативами и уже осенью внести их к рассмотрению органами государственной власти.

Участники заседания приняли решение сформировать итоговый пакет предложений по дополнению законодательных основ образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья до начала нового учебного года. К участию в экспертизе законодательных актов решено привлечь школьников и студентов с ограниченными возможностями здоровья, ставших в 2009-2013 годах лауреатами программы РСР «Талант преодоления». 6 сентября проект предложений будет представлен на очередном открытом заседании Межвузовской экспертной группы РСРпо инклюзивному образованию.

Также по итогам заседания принято решение о проведении мониторинга доступности российских вузов для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Исследовательский этап проекта начнется уже в августе с.г.

Докладчики, выступившие на открытом заседании Межвузовской экспертной группы РСР по инклюзивному образованию 26 июля 2013 года

  1. Каширина Ольга Валентиновна, Генеральный секретарь РСР, Член Совета при Президенте России по делам инвалидов
  2. Станевский Александр Григорьевич, Руководитель Межвузовской экспертной группы РСР по инклюзивному высшему образованию, Директор Головного учебно-исследовательского и методического центра МГТУ имени Н.Э. Баумана, Член Совета при Президенте России по делам инвалидов
  3. Егоров Пантелеймон Романович, Директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования Северо-Восточного федерального университета имени Аммосова
  4. Никулина Наталья Юрьевна, Директор Высшей школы педагогики Балтийского федерального университета имени Канта
  5. Птушкин Геннадий Сергеевич, Директор Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета
  6. Гутерман Лариса Александровна - директор Центра инклюзивного образования Южного федерального университета
  7. Приступа Елена Николаевна, Заведующая кафедрой социальной работы Социального института Московского городского педагогического университета
  8. Теслер Кирилл Игоревич, научный сотредник кафедры "Проектирования зданий и Градостроительства" МГСУ
  9. Рощина Марина Анатольевна, Руководитель Тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского
  10. Кабринская Нина Исаковна, Директор социально-психологического центра Управления социальной и воспитательной работы Северного Арктического федерального университета

Материалы заседания будут размещены на странице Межвузовской экспертной группы по инклюзивному образованию сайта РСР.