Пресс-центр

Научная Россия // Совместное заседание Совета Российского Союза ректоров и Президиума РАН в МГУ. Текстовая трансляция.

27.06.2017

27 июня с 16:00 проходит Совместное заседание Совета Российского Союза ректоров и Российской академии наук в Фундаментальной библиотеке МГУ. На мероприятии будут обсуждаться вопросы сотрудничества университетов России и Российской академии наук, подготовки научных кадров высшей квалификации через аспирантуру и управления вузом в условиях современности. В обсуждении примут участие Президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, исполняющий обязанности президента РАН Валерий Козлов, члены президиума РАН и РСР.

Портал «Научная Россия» ведет прямую текстовую трансляцию заседания.

19:10 Совместное заседание Совета Российского союза ректоров и Российской академии наук подошло к концу.

19:06 Валерий Козлов выразил общее мнение, что сегодняшнее заседание было очень насыщенным и полезным. Мероприятие утверждает дух единения Академии наук и российских вузов, неравнодушных к будущему науки. Решению вопроса аспирантуры дан решающий старт и стимул развития в профессиональном направлении.

19:02 Слово Виктору Садовничему. Участниками заседания утверждается ряд документов Союза ректоров. По мнению Садовничего, сегодня была проделана большая работа в постановке насущных проблем и вопросов и поиске их решений.

18:58 Владимир Трухачев, ректор Ставропольского государственного аграрного университета: сельскохозяйственная область развивается семимильными шагами. Наконец мы отказались от бразильской говядины и уже сегодня имеем свою собственную мраморную. Вместе с институтом биологии гена созданы системы диагностики заболеваний, общих для человека и животных.

18:56 Виктор Садовничий одобрил такое предложение и дал свое согласие на решение проблемы аспирантуры таким образом. "Поехали!", - с улыбкой произнес Садовничий, таким образом обозначая начало процесса совершенствования и исправления системы аспирантуры.

18:53 Предлагается внесение небольших поправок в ФГОС (образовательный стандарт), буквально двух абзацев - перенести центр тяжести с образовательных процедур на научную работу аспиранта. Приоритетом "учебы" аспиранта должна стать его научно-исследовательская работа. С такими небольшими поправками не требуется менять или корректировать существующие законы.

18:52 Андрей Наумов, председатель рабочей группы профессоров РАН по вопросам интеграции науки и образования продолжил тему совершенствования системы аспирантуры: для того, чтобы ее реформировать, необходимо менять десятки законов. Современный закон об образовании и стандарты образования требуют от аспиранта нескольких тысяч часов непрерывного индивидуального обучения. С каждым аспирантом должен работать отдельный научный руководитель, помогающий и руководящий им в разработке отдельного проекта.

18:49 Кем сегодня является ректор - менеджером или лидером? В новых условиях ректор должен опираться на коллектив и правильно делать правильные вещи.

18:47 Новые условия управления - взаимное проникновение проектного и административного подходов невозможно, если никто не дает вам на это денег, поэтому подобное сотрудничество зависимо от грантов, субсидий.

18:45 Опыт создания обгоняющего образования позволил создать административный стержень в этой структуре. Его переняли и иностранные коллеги.

18:43 Сегодня вернуться к энциклопедическому образованию невозможно. Повышается роль фундаментального образования, но даже тем, кто уже работает приходится переучиваться под новые технологии. Для этого требуется создать "обгоняющее" образование, отвечающее требованиям будущего.

18:35 Р.Г.Стронгин представляет доклад "Управление вузов в новых условиях": в странах с рыночной экономикой бюджетное финансирование, как правило, не покрывает запросы вузов. Цель университета - подготовить новое поколение. Университет ведет миссия, а коммерческую организацию - ориентиры его акционеров. Новые условия рождаются и развитием технологий.

18:33 Говоря об аспирантуре, Демидов отметил: пусть лучше будет в разы меньше аспирантов, но зато каждый из них будет выходить из университета с диссертацией, доказывающей его научную деятельность.

18:30 Ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого А.И.Рудской напомнил о годовщине открытия Д.И. Менделеевым периодической таблицы химических элементов. Уже было подано обращение в ЮНЕСКО с предложением объявить 2019 год годом периодической таблицы и привлечь тем самым внимание к нашему выдающемуся соотечественнику. Рудской попросил всех собравшихся обратить на это особое внимание и поддержать подобную инициативу.

18:28 Нужно заниматься не только совершенствованием, но и исправлением всех неточностей и ошибок в существующем взаимодействии Академии и вузов, считает Демидов.

18:25 Выступает ректор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна А.В. Демидов. Он вернулся к "трем миссиям университета" и отметил, что последняя миссия - взаимодействие университета и общества - сегодня является самой важной. Демидов считает необходимым определить важнейшими направлениями сотрудничества РАН и университетов наиболее прорывные и востребованные научные сферы.

18:23 Только 30% аспирантов по окончании обучения защищают диссертации. Нужно учесть такой плачевный показатель при реформировании системы аспирантуры, считает Стриханов.

18:19 Председатель Совета ректоров вузов Калужской области, Ректор НИЯУ "МИФИ" М.Н. Стриханов выступил с предложениями по совершенствованию аспирантуры: необходимо усилить ответственность организаций за отбор аспирантов при поступлении; необходимо разделить вопросы окончания обучения в аспирантуре и наличия готовой к защите диссертации; необходимо сформировать дополнительные критерии успешности обучения в аспирантуре (публикационная активность, патенты, внедрение результатов НИР и др.)

18:15 "Бацилла физтеха" попала и в Красноярский край, утверждает ректор Сибирского федерального университета, Председатель Союза ректоров вузов Красноярского края Е.А. Ваганов. По его мнению, вузы должны максимально вкладываться в летние, международные, университетские школы, дабы сформировать поколение ученых и молодых исследователей, которые и будут отвечать за будущее науки. Необходимо внедрять инновации, новые способы работы, "инновационных людей", готовых привнести в жизнь университетов глоток свежего воздуха.

18:10 Ендовицкий о перспективах и формах поддержки: необходимы "посевные" инвестиции в научную деятельность, новые критерии эффективности (высокорейтинговые публикации, внедрение). Кроме того, важно в тесном сотрудничестве формировать перспективные образовательные программы для "новой" экономики.

18:07 Слово Председателю Совета ректоров вузов Воронежской области, ректору Воронежского государственного университета Д.А. Ендовицкому. За почти столетнюю историю ВГУ всегда отвечал требованиям и запросам Академии наук. Пример успешного взаимодействия ВГУ и РАН - создание совместных лабораторий на базе многих институтов Академии наук. Успешно реализуются совместные образовательные программы институтов РАН и ВГУ.

18:05 Об организации научных исследований молодежи: в Новосибирске эта система работает достаточно эффективно. Это и всевозможные гранты, зимние и летние научные школы и другое. Горизонтальное сотрудничество университетов и РАН, по мнению Пустового, достаточно хорошо, чего не скажешь о вертикальном - его и нужно налаживать.

18:03 Слово Вице-президенту РСР, Председателю Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа, Президенту Новосибирского государственного технического университета Н.В. Пустовому. Самая эффективная система подготовки молодых кадров, по его мнению, это система физтеха: создание совместных лабораторий и проведение исследований "из первых рук". На старших курсах материально поощряются научные работы студентов.

17:54 МФТИ взаимодействует с восемью отделениями РАН. Основное взаимодействие с отделениями физики, энергетики. Планируется наладить сотрудничество с институтами РАН химической области. Внутренняя организация физтеха позволила сконцентрироваться на тех направлениях образования и науки, которые сегодня становятся наиболее важными и востребованными.

17:50 Слово предоставляется Вице-президенту РСР, Председателю Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, ректору МФТИ Н.Н. Кудрявцеву.

В МФТИ сегодня расширяется научная деятельность, приходят молодые преподаватели, которым необходимо предоставлять лучшие условия. Интерес к науке у студентов как правило появляется уже на первом курсе бакалавриата.

17:46 Слово Ольге Васильевой: что сегодня предлагает министерство? В 2018 году планируется оставить контрольные цифры приема в аспирантуру, но в то же время сделать защиту диссертации ее главнейшим элементом. Предлагается создать рабочую группу по совершенствованию и решению проблем аспирантуры.

17:43 Много внимания в нашей стране уделяется спортивным и развлекательным мероприятиям: мы принимаем важнейшие чемпионаты и соревнования. Это большая гордость для нашей страны, но нельзя забывать и о научной жизни, считает Козлов. Он предложил продолжить давнюю традицию проводить международный научный конгресс, последний раз прошедший в прошлом веке. Это значительно повысило бы статус российской науки и образования.

17:40 Валерий Козлов обратился с вопросом к Ольге Васильевой: ранее планировалось создать четыре математических центра на базе научно-исследовательских институтов в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Новосибирске. В двух последних городах работа идет достаточно успешно, а две столицы "простаивают" - когда же начнется строительство? Центры могли бы дать возможность молодым людям реализовать себя в России, а не ехать специально за рубеж для получения достойного образования.

17:35 Козлов предлагает помогать и поддерживать молодых людей, оканчивающих аспирантуру, дабы те смогли в полной мере реализовать свои возможности.

17:33 Почему научная карьера малопривлекательна? У молодых ученых, аспирантов сегодня слишком маленькая зарплата. Молодые люди не могут в таких условиях реализовать все свои способности - приходится думать не только о науке, но и о семье, о средствах на жизнь, о жилье. Без соответствующего финансирования "молодой науки" аспирантура вряд ли скоро вернет утраченный профессиональный характер.

17:30 Надо признать, что была сделана некая поспешность в реформировании аспирантуры, и, по мнению Козлова, необходимо возвращаться именно к научной аспирантуре. Он привел слова Н.И. Пирогова: «Наука сама по себе и светит, и греет, а образование без науки, без научных исследований не светит, не греет, а только блестит».

17:26 Интересный факт: в аспирантуру сегодня идут в основном девушки. Такая ситуация даже на технических специальностях.

17:23 Как же вернуть аспирантуре научный, профессиональный характер? По словам Садовничего об интегрированной магистратуре учеба магистра - 6 лет, добавляем сюда еще 3-4 года аспирантуры, получится около десяти лет непрерывного обучения.

17:22 Ключевой проблемой сегодняшней науки является проблема аспирантуры, считает Козлов. В своем выступлении он хочет обострить именно эту тему. Аспирантура сегодня упоминается в законе об образовании и регулируется этим законом. Она трактуется как третья ступень высшего образования. Мы отошли от привычной и ясной аспирантуры как начала научной работы, как старта в карьере ученого.

17:20 Садовничий объяснил, что привел все эти цифры и факты для того, чтобы вселить во всех присутствующих надежду на великое будущее нашей науки.
Слово предоставляется исполняющему обязанности президента РАН Валерию Козлову.

17:18 В 2017 году МГУ окончили 10 000 студентов, 3 000 из них получили диплом с отличием. Многие из них стремятся работать в Московском университете. "Они взрослые, они все понимают", - отметил с улыбкой Садовничий.

17:15 Садовничий о выборах президента РАН: 30 мая и 22 июня 2017 года состоялись встречи президента РФ Владимира Путина с академиками РАН. По словам Садовничего, встречи длились несколько часов, президент вникал в каждую деталь процесса выборов, стараясь обсудить каждую мелочь в их проведении.

17:08 "Научно-технологическая долина МГУ" продолжает свое развитие. Сразу после принятия закона "Об инновационном и научно технологическом развитии образовательных и научных организаций" МГУ продолжит реализовывать проект Научной долины.

17:04 МГУ - единственный университет, предоставляющий студентам интегрированную магистратуру (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры). Более 92% выпускников бакалавриата МГУ продолжают обучение в магистратуре своего факультета. На первом курсе двухлетней магистратуры 53% - выпускники МГУ, 47% - выпускники других вузов.

17:02 Сотрудничество университетов России и Академии наук проявилось в организации олимпиад школьников, а также в проведении фестивалей науки и мероприятий, популяризующих ее. В 2016 году научные мероприятия посетили более 2,5 миллионов человек.

17:00 Например, уже известно, что в тройку вузов-лидеров по группе критериев "Наука" попали МГУ, МФТИ и МИЭТ.

16:57 Согласно принципам рейтинга, три миссии университета - это образование, наука и диалог университета с обществом. Эти миссии и стали главными критериями Московского международного рейтинга. 215 университетов России приняли участие в этом рейтинге, а также мировые лидеры в области науки и образования - первые результаты рейтинга будут готовы уже осенью этого года.

16:54 Садовничий также напомнил о создании Московского международного рейтинга "Три миссии университета". Рейтинг сегодня сильно критикуется в мире, и, по мнению Садовничего, это происходит потому, что западные коллеги ориентируются на болонскую систему. Но надо ли каждому университету в мире отвечать только этим требованиям? Может ли у него быть другая миссия? Задавая такие вопросы, Садовничий выступал против установления одинаковых критериев для всех мировых вузов.

16:52 О диссертационных советах в МГУ: до 2017 года работало 100-110 советов, в год проводилось более 600 защит (из них докторских - 10%). С вступлением в силу Федерального закона от 23 мая 2016 года №148-Ф3 было открыто 39 советов, в разработке - 45 проектов советов. Каждый его член проходит особенную проверку, дает клятву.

16:50 О законе о присуждении ученых степеней: согласно закону, такое право передано университетам, подходящим под определенные критерии - по предварительным подсчетам Садовничего, получить такое право сегодня могут около ста учреждений. По его мнению, такое решение правительства поспешно, и список нужно расширить.

16:46 Одним из приоритетов научно-технологического развития России, отвечающих на "большие вызовы" современности, - создание новых лабораторий под руководством молодых ученых. В МГУ в рамках Программы развития осуществляется проект по созданию таких лабораторий. Отбор проектов проходит на конкурсной основе, компетентными жюри, составленными из ведущих ученых МГУ и внешних экспертов. На сегодняшний день было подано 115 заявок от успешных молодых ученых со всей России, заинтересованных в своем деле и готовых работать на благо российской науки.

16:42 Садовничий: Около ста университетов России имеют соглашения с РАН, около семидесяти ведут активную научную деятельность совместно с институтами РАН. Если говорить о сотрудничестве МГУ и РАН, то можно привести такую цифру: 255 членов РАН работают в МГУ, ежегодно выпуская множество успешных научных публикаций. Хотя сотрудничество университетов и центров РАН демонстрирует свои успехи, нельзя сказать, что оно эффективно. Именно для того чтобы повысить эффективность этого сотрудничества и было созвано сегодняшнее заседание.

16:40 В Союзе ректоров состоят 693 ректора России, в состав Совета входит 88 человек, вице-президентов - 11 человек. В Составе президиума РСР - 12 человек, в Составе правления РСР - 31.

16:38 Садовничий приводит историческую справку о Российском союзе ректоров. Он напомнил о заинтересованности представителей власти в деятельности Союза - не было ни одного председателя правительства, который не принимал бы участия в заседаниях РСР. Главы нашего государства - Борис Ельцин, Владимир Путин, Дмитрий Медведев - также всегда присутствовали на заседаниях Союза.

16:35 Доклад о сотрудничестве университетов России и Российской академии наук начинает Президент Российского союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Свое выступление он начал с напоминания об исторической связи Московского университета с Академией наук. Многие ректоры, принимающие участие в сегодняшнем мероприятии, также являются академиками РАН.

16:32 По мнению Козлова, выполнение законов об интеграции и аспирантуре сегодня оставляет желать лучшего. Время идет, а ситуация не становится лучше, и потому требует серьезного и долгого обсуждения. Козлов поблагодарил Ольгу Васильеву за ее присутствие на сегодняшнем мероприятии и проявление интереса к проблемам подготовки кадров в аспирантуре и интеграции науки и образования.

16:30 Слово исполняющему обязанности президента РАН академику Валерию Козлову. Важнейшим вопросом повестки сегодняшнего заседания он считает интеграцию науки и образования.

16:28 Самое главное, считает министр, это то, что сегодня в зале Фундаментальной библиотеки МГУ собрались люди, неравнодушные к будущему науки, люди, готовые принимать участие в ее развитии и совершенствовании.

16:26 Министр Васильева: Перед наукой сегодня стоят серьезные задачи. Для того, чтобы добиться хороших результатов, необходимо наладить коммуникацию между наукой и государством. Такие мероприятия, как сегодняшнее, как раз позволяют это сделать.

16:24 Совместное заседание Российского союза ректоров и Российской академии наук открывает президент РСР Виктор Садовничий. Он приветствует всех собравшихся и передает слово министру образования и науки РФ Ольге Васильевой.


Источник (ссылка):  https://scientificrussia.ru/articles/sovmestnoe-zasedanie-soveta-rossijskogo-soyuza-rektorov-i-prezidiuma-ran-v-mgu-tekstovaya-translyatsiya

Возврат к списку