Мероприятия

Заседание Совета Российского Союза ректоров

18 февраля 2020 года в Интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ под председательством президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ имени М.В.Ломоносова В.А. Садовничего состоялось заседание Совета Российского Союза ректоров. В мероприятии приняли участие помощник Президента России А.А. Фурсенко и министр науки и высшего образования В.Н. Фальков.

В своем докладе «О задачах Российского Союза ректоров в современных условиях» В.А. Садовничий рассказал о проделанной Союзом ректоров работе, задачах РСР и планах организации на будущее. Ректор МГУ отметил, что университеты всегда были опорой государства, а стабильно развивающаяся система образования, ее высокое качество и конкурентоспособность, готовность ответить на вызовы — гарантия устойчивого развития страны. Недаром науке и образованию уделяется особое внимание на самом высоком государственном уровне. Исходя из задач, поставленных Президентом России, а также вопросов, обсуждаемых на заседании президиума Государственного Совета и Совета при Президенте по науке и образованию, В.А. Садовничий обозначил основные вызовы для российской системы образования и дал некоторые предложения, которые могут быть реализованы ректорским сообществом на благо развития университетов и общества.

Так, усилия университетского сообщества должны быть и далее непременно направлены на улучшение качества высшего образования. Эта тема поднималась, в частности, на встрече с руководителем Рособрнадзора, где главной темой обсуждение стала система государственной аккредитации и вопросы ее совершенствования. Цифровизация общества вызывает необходимость использования новых подходов к организации высшего образования, расширения возможностей формирования студентами собственной образовательной траектории. Это несомненно должно повысить мотивацию учащихся, улучшить шансы выпускников на рынке труда. Для внедрения этих возможностей в учебный процесс потребуются принципиальные изменения в законодательстве. Но у университетов уже имеется и некоторый опыт. Это, например, совместные образовательные программы и программы «двойного диплома», межфакультетские и межвузовские курсы, в том числе в рамках цифровой научно-образовательной среды российских университетов. По мнению В.А. Садовничего можно было бы возобновить практику присвоения нескольких квалификаций; предусмотреть возможность освоения программ дополнительного образования на бюджетной основе; расширить практику межфакультетских курсов с возможностью освоения нескольких курсов в рамках одного модуля. Остановился В.А. Садовничий и на вопросе поиска талантов и создания условий для и развития как на одном из приоритетов образовательной политики страны. Одним из центральных элементов системы выявления талантов являются различные интеллектуальные соревнования, проводимые в российских университетах.

Говоря об обеспечении лидерства в области научно-технологического развития, ректор МГУ отметил необходимость обновления приборной базы не только ведущих исследовательских организаций, но и университетов; улучшения качества научной периодики; обозначил ряд важных задач по развитию аспирантуры; выдвинул идею создания единого информационного пространства для ученых и аспирантов, которое позволит более продуктивно формировать научные коллективы из ученых разных вузов и регионов, дополнять недостающие научные компетенции.

Важнейшим механизмом установления и поддержания постоянного контакта университетов разных стран являются регулярные встречи ректоров российских университетов с их зарубежными партнерами. Это способствует формированию и реализации множества совместных проектов в области науки и образования. В.А. Садовничий кратко рассказал о проведенных и запланированных форумах ректоров. Говоря о международной работе Российского Союза ректоров, президент РСР остановился и на развитии Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета».

Содействие развитию региональных вузов В.А. Садовничий назвал вопросом социальной ответственности ведущих университетов. Ректор МГУ рассказал о ходе реализации проекта «Вернадский», который предусматривает интеграцию ведущих университетов, региональных вузов и академических институтов, учреждений среднего профессионального образования и социально ориентированного бизнеса. В течение 2019 года на базе школ, региональных вузов и научных институтов в партнерстве с ведущими российскими корпорациями было проведено более 100 различных мероприятий. Недолгий опыт реализации программы уже показал, что она способствует повышению роли университетов в развитии регионов, укреплению единства общероссийского образовательного пространства. Задачам развития регионального образования содействуют и мероприятия Международного молодежного научного форума «Ломоносов» и Всероссийского Фестиваля науки.

В заключение доклада В.А. Садовничий высказал идею организации и проведения во всех вузах страны общеуниверситетского Дня памяти и славы, приуроченного к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Он выразил убежденность в том, что такая патриотическая акция станет заметным вкладом университетского сообщества в сохранение памяти об этом великом событии.

На заседании был подписан меморандум об учреждении консорциума «Вернадский Ненецкий автономный округ». Подпись под документом поставили президент РСР В.А. Садовничий и губернатор Ненецкого автономного округа А.В. Цыбульский. В ответном слове А.В. Цыбульский отметил, что для его региона, в котором нет высших учебных заведений, реализация проекта непременно будет способствовать развитию ссузов, профессиональной переподготовке кадров, привлечению и закреплению молодежи в регионе, в его основных отраслях промышленности.

Министр науки и высшего образования В.Н. Фальков в своем докладе обозначил ключевые направления развития российской системы высшего образования. Он также сделал акцент на необходимости тесной интеграции столичных и региональных вузов, на развитии сетевого взаимодействия и академической мобильности, отметил, что министерство поддерживает активное участие глав регионов в развитии учебных заведений, привлечение бизнес-партнеров в университетские проекты. Отдельно В.Н.Фальков остановился на изменениях в законодательстве, над которыми идет активная работа в ведомстве, на конкурсах по отбору «опорных университетов» и перезагрузке проекта «5-100». Важно, по мнению министра, и развитие инфраструктуры и кампусов университетов. В.Н.Фальков рассказал о работе над новым порядком распределения бюджетных мест в соответствии с потребностями общества, тенденциями к развитию региональных вузов, с прогнозами по росту числа выпускников школ в течение 2020-х гг.

Помощник Президента России А.А. Фурсенко и члены Совета в своих выступлениях высказали мнения о задачах и проблемах, поднятых в докладах В.А. Садовничего и В.Н. Фалькова. В прениях приняли участие: президент Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, вице-президент Российского Союза ректоров Р.Г. Стронгин, ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, вице-президент Российского Союза ректоров П.В. Глыбочко, ректор Ульяновского государственного университета Б.М. Костишко, ректор Московского физико-технического института, вице-президент Российского Союза ректоров Н.Н. Кудрявцев, президент Новосибирского государственного технического университета, вице-президент Российского Союза ректоров Н.В. Пустовой, ректор Южно-Уральского государственного университета А.Л. Шестаков, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» М.Н. Стриханов, ректор Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых А.М. Саралидзе, ректор Дальневосточного федерального университета Н.Ю. Анисимов, ректор Российского нового университета В.А. Зернов.

Фоторепортаж


Возврат к списку