События

Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета» за 2020 год

27.08.2020

В рейтинг «Три миссии университета» в 2020 году вошли университеты из 97 стран мира, в том числе 101 вуз из России. В топ-100 рейтинга представлены три российских участника — Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (21-е место), Санкт-Петербургский государственный университет (40-е место) и МФТИ (46-е место).

«В 2020 году рейтинг "Три миссии университета" включает 1500 университетов из 97 стран мира, что позволило ему стать наиболее представительным академическим рейтингом в мире. От России в рейтинг входит 101 университет. По количеству участников списка Россия наряду с США и Китаем вошла в тройку мировых лидеров. Ведущие отечественные вузы улучшили свои позиции, — отметил президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова В.А. Садовничий. — Это является объективным и наглядным свидетельством того, что российское образование высоко конкурентоспособно на мировом уровне».

Наибольшее количество лучших вузов мира расположено в странах Европы — 493 университета (почти 33% от публикуемого списка). К Европе вплотную приблизилась Азия (32%), далее следует Северная Америка (почти 17%). На долю России и Латинской Америки приходится по 7% лучших университетов. Замыкают список макрорегионов Австралия и Океания (3%), а также Африка (2%).

В верхней части рейтинга, как и в прошлом году, преобладают университеты США. Однако господствующее положение Америки в топ-3 рейтинга слегка пошатнулось: впервые в тройку лидеров рейтинга вошел Кембридж, а следом расположился Оксфорд — британские вузы оттеснили на 5-е место бронзового призера прошлого года — Университет Пенсильвании.

Анализ первой, образовательной миссии позволяет сделать вывод о наличии паритета между Европой и Америкой: в топ-30 субрейтинга «Образование» вошло 13 университетов из Европы и столько же университетов по другую сторону Атлантики. Среди европейских университетов наилучшие образовательные результаты показали Кембридж, École Polytechnique (Франция) и МГУ имени М.В.Ломоносова (Россия), а из североамериканских университетов наиболее высокую оценку получили MIT и Гарвард. Главным козырем американских вузов является финансирование, в то время как наиболее явное преимущество Старого Света — кадровая обеспеченность университетов и высокая конкурентоспособность студентов: европейская молодежь выступает на престижных международных олимпиадах значительно успешнее своих американских сверстников.

Качество образования — наиболее сильная сторона российской высшей школы. Сразу пять учебных заведений России вошли в топ-100 субрейтинга по группе критериев «Образование»: это МГУ, СПбГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ. Российские вузы являются мировыми лидерами по победам студентов в престижных международных олимпиадах: представители России добиваются успеха в таких соревнованиях в 5 раз чаще, чем учащиеся из США, и в 4 раза — чем студенты британских вузов. По обеспеченности студентов научно-педагогическими кадрами Россия не уступает Германии и Китаю и превосходит Великобританию. Кроме того, все последние годы российские вузы демонстрировали ощутимые успехи и в привлечении иностранных студентов: в среднем по вошедшим в рейтинг отечественным вузам этот показатель составляет 11,6%, что выше, чем у конкурентов из США (10,8%).

Оценка научной миссии университетов позволяет сделать вывод о явном превосходстве англоговорящих стран. В топ-30 доминируют университеты США, компанию которым составляют вузы Канады, Великобритании и Австралии. Преимущество США в субрейтинге «Наука» обусловлено большим исследовательским бюджетом университетов и высоким уровнем цитирования публикаций. Из российских вузов в топ-100 университетов по уровню научно-исследовательской деятельности в 2020 году впервые вошел МГУ, а МФТИ и СПбГУ расположились во второй сотне соответствующего субрейтинга.

При оценке третьей миссии зафиксировано наиболее богатое географическое разнообразие лидеров. Так, в верхней части субрейтинга «Университет и общество» расположились представители Северной Америки (США, Канада), Латинской Америки (Мексика, Бразилия), Европы (Россия, Великобритания), Азии (Япония, Китай, Гонконг, Тайвань), а также Австралия.

Показатели, относящиеся к «третьей миссии», стали важным подспорьем для роста российских вузов в рейтинге 2020 года. Наибольшего прогресса Россия достигла по двум показателям — количеству массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и размеру интернет-аудитории сайтов. Всего за год прирост количества МООК на платформах Coursera и edX у российских вузов составил 77%. Наибольший вклад в увеличение результата России внесли НИУ ВШЭ, СПбГУ и МФТИ.

Аудитория сайтов российских вузов в 2020 году выросла в среднем на 69%, что явилось беспрецедентным результатом на фоне общемировой тенденции к сокращению аудитории сайтов университетов. С одной стороны, этому способствовал эффект «низкой базы» — в прошлом году российские вузы уступали западноевропейским по популярности в 2-3 раза. Но при этом резкий рост аудитории стал наглядным свидетельством потенциала интернет-технологий, в котором российским вузам внезапно пришлось убедиться после масштабного перехода в онлайн из-за эпидемических ограничений.

«Три миссии университета» первым из глобальных рейтингов отреагировал на изменения в мировом образовании из-за пандемии коронавируса. «Широкий спектр критериев позволил нам уже сейчас оценить изменения во взаимодействии университета и общества: рост числа онлайн-курсов, снижение веб-аудитории университетов в привлекательных для образовательной миграции странах. И эти данные уже повлияли на результаты публикуемого нами рейтинга, — отметил генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Гришанков. — Тогда как рейтингам первого поколения, сильно зависящим от показателей международной интеграции, видимо, придется серьезно менять методологию. Международная мобильность снизилась, и многие за рубежом осознали: процент иностранцев в университете и частота цитирований научных работ — далеко не всё, что требуется для определения подлинной силы университета».

Комментируя влияние пандемии на академические рейтинги, редактор University World News Ричард Холмс отметил: «Рейтинги будут меняться вслед за университетами, хотя, возможно, и не сразу. Вероятно, на смену рейтингам, сфокусированным на исследовательской деятельности, ресурсах университетов, их репутации и глобальной ориентированности, будут приходить рейтинги, пытающиеся оценить уровень инклюзивности вузов, их воздействие на окружающую среду, социальные аспекты их деятельности или, например, опыт студентов».

Справка о рейтинге «Три миссии университета»

Московский международный рейтинг вузов — принципиально новый академический рейтинг, который впервые оценивает все три ключевые миссии университета: образование, науку и взаимодействие с обществом. Методология рейтинга прошла масштабное общественное обсуждение, в котором приняли участие свыше 100 университетов. Для составления рейтинга используются только объективные критерии, одобренные международной группой экспертов. Репутационные опросы полностью исключены.

Формирование рейтинга инициировано Российским Союзом ректоров в соответствии с поручением Президента России В.В. Путина. Оператор рейтинга — Ассоциация составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности (АСР), членами которой являются ведущие рейтинговые и исследовательские центры. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Поддержку проекта осуществляет компания Clarivate Analytics, являющаяся поставщиком данных и метрик из InCites и Global Institutional Profiles Project (GIPP).

Пилотная версия Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» была опубликована в декабре 2017  года, вторая версия рейтинга — в ноябре 2018 года, третья — в сентябре 2019 года. Рейтинг успешно прошел независимый аудит компании «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», входящей в глобальную сеть PwC.



Возврат к списку