События

Заседание Президиума Российского Союза ректоров

29.06.2020

26 июня 2020 года в онлайн формате прошло заседание Президиума Российского Союза ректоров, посвященное подготовке кадров для сельскохозяйственной отрасли.

Открывая заседание президент РСР, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова В.А. Садовничий напомнил, что 27 июня пройдет первый Всероссийский онлайн выпускной, организаторами которого выступают Российский Союз ректоров, Минобрнауки России и АНО «Россия – страна возможностей» и призвал коллег и их университеты активнее участвовать в событии.

С центральным докладом заседания о приоритетах развития аграрных вузов в контексте формирования Программы стратегического академического лидерства выступил ректор Российского государственного аграрного университета МСХА имени К.А.Тимирязева, президент Ассоциации аграрных вузов России «Агрообразования» В.И.Трухачев.

Сельское хозяйство нашей страны характеризуется разнообразием объектов деятельности, сезонным характером работ, в первую очередь под открытым небом. Специалист этой отрасли должен обладать широким спектром знаний и компетенций для успешной работы. Среди знаний и умений, которыми должен обладать современный агроном, — специальные знания о климате, почвах, удобрениях, экономике, технике и многое другое. Этот пример показывает, что для подготовки кадров требуются большие финансовые и материальные вложения. На сегодняшний день 42% работников АПК не имеют нужной квалификации, отмечается старение квалифицированных кадров. При этом, по мнению В.И. Трухачева, в аграрных вузах скрыт большой потенциал, который реализуется не полностью. Особенностью аграрного образования является его тесная связь с отраслью. В вузах Минсельхоза России сосредоточен значительный научно-педагогический потенциал. Но требуют обновления образовательные программы, которые необходимо соотнести с требованиями работодателей. Нуждается в усилении и материально-техническая база аграрных вузов. Среди озвученных проблем особенно докладчик отметил сокращение контрольных цифр приема для «непрофильных» направлений: биотехнологии, электроэнергетики, электротехники, биологии, экономики, без специалистов которых замедляется и развитие всей сельскохозяйственной отрасли.

Как считает В.И.Трухачев, преодолеть сложившиеся стереотипы можно путем ведения целенаправленной работы по продвижению бренда аграрного образования и отрасли в целом и ее позиционирования как наукоемкого высокотехнологичного производства с привлекательными условиями труда. В числе трех приоритетных направлений отрасли, отмеченных академиком: трансформация кадровой политики в отрасли с учетом современных глобальных вызовов; наращивание научного потенциала в аграрных вузах; интеграция науки с образованием и предприятиями реального сектора экономики; увеличение вклада аграрного образования в социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.

Декан факультета почвоведения МГУ С.А.Шоба и декан биологического факультета СПбГУ И.А.Тихонович рассказали об опыте работы своих факультетов и подготовке кадров для сельскохозяйственной и смежных с ней отраслей в классических университетах.

Комментируя выступления, В.А. Садовничий подчеркнул, что аграрное образование должно быть конкурентоспособно и поддержано и в науке, и в иных вопросах на том же уровне, что и другие отрасли.



Возврат к списку