КФУ и «КАМАЗ» открыли передовую инженерную школу
27 июня 2022 г. 10:02

КФУ и «КАМАЗ» открыли передовую инженерную школу

Тип материала: Новость
Регион: Республика Татарстан

Новое структурное подразделение вуза будет ориентировано на сферу автомобилестроения.

В Набережночелнинском институте Казанского федерального университета (КФУ) открылась Передовая инженерная школа «Кибер Авто Тех». Новое структурное подразделение, стратегическим партнером которого стала компания «КАМАЗ», ориентировано на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики и проведение прорывных исследований, сообщает пресс-служба вуза.

Передовые инженерные школы — это федеральный проект, инициированный Минобрнауки РФ. В конкурсном отборе на право создания инженерной школы нового поколения приняли участие 89 вузов из 41 региона страны.

В открытии инженерной школы КФУ приняли участие премьер-министр Татарстана Алексей Песошин, генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и депутат Госдумы РФ Альфия Когогина.

«Одна из задач, которую мы будем обеспечивать, — это технологический суверенитет нашей страны, — рассказал директор Набережночелнинского института (НЧИ) Махмут Ганиев. — К работе инженерной школы будут привлечены вузы-партнеры, ученые Казанского федерального университета, сотрудники, исследователи ПАО «КАМАЗ» и, конечно, наши магистранты, молодые ученые вуза».

В планах работы «Кибер Авто Тех» — модернизировать лаборатории, создать новые образовательные программы, направленные на подготовку ведущих инженеров, а также реализовать крупные инфраструктурные проекты.

«Передовая инженерная школа — это не только грантовая поддержка, не только государственно-частное партнерство, но и большая ответственность университета, ПАО «КАМАЗ» и «Ростех», республики. У нас есть шанс получить новые идеи и новые разработки», — сказал Алексей Песошин.

Сергей Чемезов, в свою очередь, подчеркнул, что «Ростех» поддерживает идею «КАМАЗа» совместно с филиалом Казанского университета создать передовую инженерную школу.

«Цель федерального проекта — обеспечить высокотехнологичные компании квалифицированными кадрами: талантливыми конструкторами и инженерами, которые придут на наши предприятия и будут создавать самую современную и конкурентоспособную продукцию. Новые идеи молодых ребят помогут нашим предприятиям создавать современную технику: самолеты, вертолеты, автомобили», — отметил Сергей Чемезов.

«Развитие научно-технологической базы для образования наших специалистов крайне важный вопрос. Наша компания обязана смотреть далеко за горизонт. Без создания крупного научного центра по подготовке инженеров мы, конечно, о будущем думать не можем», — отметил Сергей Когогин.

Он добавил, что, несмотря на то, что на предприятиях ПАО «КАМАЗ» работают люди из многих регионов России, но все ключевые должности занимают выпускники НЧИ КФУ.

«Передовая инженерная школа — место, где будут создаваться самые яркие, передовые технологии, которые продвинут нашу страну вперед», — заявила Альфия Когогина, подчеркнув, что главной движущей силой в XXI веке является человек со знаниями и стремлениями.

При подготовке проекта передовой инженерной школы вуза и.о. ректора КФУ Дмитрий Таюрский отмечал, что университетом в настоящее время выстраивается система обучения с применением комплекса инициатив, влияющих на повышение качества инженерной подготовки.

«В тесной кооперации с предприятиями и нашими вузами-партнерами Передовая инженерная школа должна помочь нам "заглянуть в будущее", с учетом необходимости ускоренного развития действующих производств и создания новых предприятий на основе самых передовых технологий», — сказал он.

Как говорится в сообщении пресс-службы КФУ, при создании передовой инженерной школы учитывалось множество факторов, в том числе и территориальное преимущество. На территории Камской промышленной агломерации динамично развиваются пять ведущих индустриальных центров, формирующих более 3 % российского валового оборота промышленности. Ежегодная потребность в инженерных кадрах предприятий, расположенных только на этой территории, — более 5 тыс. человек. Эксперты прогнозируют ее удвоение к 2030 году с учетом планов по развитию предприятий.

Инженерная школа КФУ определила для себя решение долгосрочных инженерных фронтиров: «интеллектуальный автомобиль», «автомобили с низким/нулевым углеродным следом», «технологии интеллектуального производства».

В планах КФУ совместно с индустриальными партнерами и научными организациями к 2025 году отработать и запустить в серию технологию производства электрических грузовых автомобилей с российскими аккумуляторами. Также школа представит тиражируемое решение в сфере организации цифровых производств. А к 2026 году планируется наладить выпуск беспилотных грузовиков и продемонстрировать первые промышленные решения по водородным топливным элементам. К 2030 году школа предложит эффективную оригинальную отечественную технологию изготовления и эксплуатации водородных двигателей и батарей.

ФОТО: Пресс-служба КФУ, Юлия Акмурзина