В РЭУ им. Г. В. Плеханова рассказали об обучении студентов на «цифровых кафедрах»
11 января 2023 г. 12:05

В РЭУ им. Г. В. Плеханова рассказали об обучении студентов на «цифровых кафедрах»

Тип материала: Мнение
Регион: Москва

Получить IT-компетенции могут в том числе и обучающиеся непрофильных специальностей.

С сентября 2022 года в более ста российских вузах заработали «цифровые кафедры», где студенты, параллельно с изучением основной программы, могут пройти обучение и получить дополнительную квалификацию по IT-профилю.

Как устроен процесс обучения на «цифровых кафедрах», и какие новые компетенции могут получить студенты, в рубрике «Практикум» сайта Российского Союза ректоров рассказал Аркадий Уринцов, заведующий Базовой кафедрой цифровой экономики института развития информационного общества РЭУ им. Г. В. Плеханова.

— Аркадий, расскажите, пожалуйста, какие образовательные программы реализуются на «цифровой кафедре» в вашем вузе? 

— В РЭУ им. Г. В. Плеханова реализуются две программы профессиональной переподготовки. Первая — «Анализ данных и машинное обучение в среде Python» — разработана на основании ФГОС ВО «02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и ФГОС ВО «09.03.02. Информационные системы и технологии». Программа ориентирована на студентов, обучающихся по IT-направлению, но не получающих данные компетенции в рамках основной образовательной программы. В результате освоения программы и в случае успешной сдачи итоговой аттестации слушателю выдается диплом установленного образца о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Специалист по анализу данных и программированию».

Вторая программа — «Разработка алгоритмов и программных приложений» — разработана для слушателей, обучающихся по специальностям и направлениям подготовки, не отнесенным к IT-сфере. Например, экономика, менеджмент, юриспруденция, финансы и кредит, управление персоналом, психология и т.д. По итогам освоения программы и успешной сдачи аттестации слушатель также получает диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Специалист по информационным системам и технологиям».

— Как встроен процесс обучения IT-компетенциям в общее время учебы студента?

— Процесс обучения выстроен максимально комфортно для слушателей, без ущерба освоению основных направлений подготовки. Весь учебный контент, включая лекции, практические, лабораторные и задания для самостоятельной подготовки, размещен в системе дополнительного образования РЭУ им. Г. В. Плеханова с доступом 24/7. 

Все занятия проводятся в формате вебинаров. Также предусмотрены онлайн-консультации с ведущими специалистами или с использованием тематических чат-ботов. Это позволяет слушателям указанных программ профессиональной переподготовки совмещать обучение с их основным направлением подготовки по программам высшего образования. При необходимости слушатели могут неоднократно просматривать лекционные материалы, которые размещены на онлайн-платформе.

— Сколько длится обучение на «цифровой кафедре»? 

— Трудоемкость программы «Анализ данных и машинное обучение в среде Python» составляет 252 академических часа. В том числе: 128 академических часов аудиторных занятий (лекции и практические занятия) и 124 академических часа самостоятельной работы. Длительность составляет 9 месяцев. 

Трудоемкость программы «Разработка алгоритмов и программных приложений» составляет 296 академических часов, в том числе 186 академических часов аудиторных занятий (лекции, лабораторные работы и практические занятия), 110 академических часов самостоятельной работы и 20 академических часов прохождения практики. Продолжительность обучения — также 9 месяцев.

— Предполагает ли такое обучение мониторинг компетенций студентов?

— Проект «Цифровые кафедры» предусматривает несколько мониторингов компетенций — внешних независимых ассессментов (входной, промежуточный и итоговый), проводимых Университетом Иннополис через личный кабинет студента на платформе Университета Иннополис. Текущий контроль успеваемости осуществляют преподаватели, задействованные в проекте.

— Сколько студентов было зачислено в 2022 году для участия в проекте в вашем вузе?

— На программу «Анализ данных и машинное обучение в среде Python» зачислен 51 студент с профильным IT-образованием, на программу «Разработка алгоритмов и программных приложений» — 1 398 студентов, обучающихся по непрофильным IT специальностям. Таким образом, соотношение студентов профильных IT-направлений и обучающихся по иным направлениям подготовки составляет 1 к 27.

— Данный проект финансируется государством? Понадобилось ли вам дополнительное оборудование для обучения студентов?

— Проект финансируется из средств федерального бюджета в рамках проекта «Приоритет-2030». Установка дополнительного оборудования для обучения студентов не потребовалась. РЭУ им. Г. В. Плеханова располагает всем необходимым современным оборудованием и ПО. Кроме того, студенты могут использовать собственную компьютерную технику. 

— Смогут ли студенты поступить на «цифровую кафедру» в следующем учебном году?

— Да, безусловно, смогут. Специальной подготовки для поступления на программы обучения в рамках проекта «Цифровые кафедры» не требуется, нужно желание самих слушателей приобрести новые знания и практические навыки или совершенствовать уже имеющиеся умения в сфере IT. Для поступления на программы обучения необходимо успешно пройти входной ассессмент.

Рубрика сайта РСР «Практикум» — это возможность для представителей российских высших учебных заведений, студентов и компаний-работодателей рассказать о своих лучших практиках выстраивания научно-образовательной деятельности, а также взаимодействия между высшей школой, бизнесом и обществом. Желающие поделиться своими лучшими практиками могут прислать запрос на почту редакции сайта: rsr@raex-a.ru.