Пресс-центр

Руководитель Рособрнадзора рассказал о проблемах педагогического образования и новой модели госаккредитации для вузов

09.06.2021

Абитуриенты, поступающие в вузы для обучения педагогическим специальностям, имеют хороший уровень подготовки, однако значительное число действующих педагогов школ испытывают профессиональные дефициты. Об этом рассказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, выступая на заседании Российского Союза ректоров по вопросам развития педагогического образования.

«Средний балл ЕГЭ поступивших в 2020/21 учебном году на укрупненную группу специальностей «Образование и педагогические науки» составил 68 в целом по Российской Федерации. Он растет. Общий средний балл поступления студентов — 69, и радует, что педагогические специальности уже на эту планку вышли», — сказал он.

В топ вузов, ведущих прием на педагогические специальности, по среднему баллу ЕГЭ вошли: Национальный исследовательский университет ИТМО (средний балл – 89,02), Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (86,61), Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (84,77), Пермский государственный национальный исследовательский университет (82,94), Московский городской педагогический университет (82,81), Московский педагогический государственный университет (80,29).

Анзор Музаев рассказал, что в течение трёх лет Рособрнадзор проводил оценку предметных и методических компетенций учителей школ. Оценку прошли учителя-предметники почти по всем дисциплинам и учителя начальных классов.

«Есть серьезные проблемы в методической и предметной подготовке у достаточно большого процента учителей. Как показывают результаты исследования, чуть более 40% учителей у нас достаточно хорошо подготовлены, к ним вопросов нет. Примерно половина учителей немного не дотягивает до базового уровня подготовки. Именно на них необходимо направить самое пристальное наше внимание – это поле деятельности для региональных институтов развития образования, институтов повышения квалификации и всех вузов, которые выпускают педагогов», — заявил глава Рособрнадзора.

Он рассказал, что в прошлом году Рособрнадзором было проведено исследование в 50 субъектах РФ на предмет того, как регионы используют полученные результаты оценки компетенций учителей с точки зрения разработки программ повышения квалификации и магистерских программ, направленных на устранение выявленных профессиональных дефицитов. «Только 20% субъектов имеют адресные магистерские программы и здесь есть, над чем поработать», — сказал Анзор Музаев.

Руководитель Рособрнадзора также рассказал о новой модели государственной аккредитации образовательной деятельности, которая должна вступить в действие с 1 марта 2022 года. Она предусматривает переход к бессрочной аккредитации, проводимой на основе ряда показателей. Предлагается проводить оценку по таким пунктам, как качество подготовки студентов, проверяемое с помощью фондов оценочных средств вуза, качество профессорско-преподавательского состава, организация практики, трудоустройство выпускников, динамика среднего балла ЕГЭ поступающих. При этом новые программы, по которым выданы контрольные цифры приема (КЦП), смогут получить временную госаккредитацию на один год, а новые программы без КЦП можно будет заявить для прохождения госаккредитации не ранее, чем через год их реализации.

В настоящее время с профессиональным сообществом ведется обсуждение будущих аккредитационных показателей. В их число предлагается включить, например такие, как соотношение обучающихся по очной и заочной формам, участие в эксперименте «Поступление в вуз онлайн», заполнение вузом данных в системе ФИС ФРДО, количество побед обучающихся в вузе на международных олимпиадах, заполняемость сайта организации, средний индекс цитируемости, отдельные показатели для групп вузов (отраслевых, социально значимых, топ-вузов, негосударственных).

В июне-августе 2021 года Рособрнадзор планирует провести ряд круглых столов с представителями вузовского сообщества, с целью обсуждения оптимальных показателей для каждой из предусмотренных групп.

«Аккредитация может приостанавливаться в случае, если вузы попадают в красную зону по результатам мониторингов показателей, которые нам до конца этого года необходимо будет утвердить», — добавил Анзор Музаев.





Источник (ссылка):  http://obrnadzor.gov.ru/news/rukovoditel-rosobrnadzora-rasskazal-o-problemah-pedagogicheskogo-obrazovaniya-i-novoj-modeli-gosakkreditaczii-dlya-vuzov/

Возврат к списку