26 марта 2011 года Президент Российского Союза ректоров, Председатель Российского совета олимпиад школьников, академик В.А. Садовничий возглавил работу первого заседания Ситуационного центра РСОШ
27 марта 2011 г. 4:00

26 марта 2011 года Президент Российского Союза ректоров, Председатель Российского совета олимпиад школьников, академик В.А. Садовничий возглавил работу первого заседания Ситуационного центра РСОШ

27.03.2011

26 марта 2011 года Президент Российского Союза ректоров, Председатель Российского совета олимпиад школьников, академик В.А. Садовничийвозглавил работу первого заседания Ситуационного центра РСОШ, посвященного подведению итогов олимпиад школьников 2010-2011 учебного года и обсуждению роли информационных технологий в расширении олимпиадного пространства. Работу Ситуационного центра из Москвы курировали заместитель Министра образования и науки Российской ФедерацииМ.В. Дулинов, Генеральный секретарь РСР, член Президиума РСОШ 
О.В. Каширина, заместитель Начальника Управления контроля и оценки качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Т.А. Бархатова.

К видеоконференции были подключены 13 площадок, из которых на связь вышли ректоры и организаторы олимпиад из Москвы, Новосибирска, Томска, Кемерово, Перми, Нижнего Новгорода, Нальчика, Уфы, Воронежа, Санкт-Петербурга, Астаны.

В.А. Садовничий назвал чрезвычайно важным то, что «Совет олимпиад учреждает новую форму своей работы – Ситуационный центр: прямой диалог повысит качество нашей общей работы. Информационные технологии меняют облик современного образования, делая его более открытым и доступным. Напомню, что в 2010-2011 учебном году применение ИТ-технологий в развитии дистанционных форм проведения олимпиад повысило число участников на 200 тысяч школьников - до 700 тысяч. Среди них много сирот, инвалидов, сельских ребят. Это бесценно, потому что значит, что больше ребят соприкоснулись к знаниям как ценности, которую они пронесут через свою жизнь. Я призываю вузы продолжить работу в этом направлении».

В.А. Садовничий также указал, что ИТ-технологии помогают научно-образовательному сообществу интегрировать свои усилия: «Во многом благодаря ИТ растут олимпиадные консорциумы вузов, которые скрепляют наше образовательное пространство и формируют единый, не замкнутый на одном регионе, механизм поддержки талантливых детей».

Резюмируя тезисы участников видеоконференции, в качестве итогов олимпиадного года следует отметить расширение общего числа участников соревнований, которое стало положительным следствием введения заочного отборочного этапа соревнований. К примеру, число участников олимпиады «Будущее Сибири» Новосибирского государственного технического университета возросло с 9 тыс. до 38 тыс. В 2,5. раза выросло число участников олимпиады «Будущие исследователи – будущее науки» Нижегородского государственного университета. Такую динамику можно назвать общезначимой.

Применение дистанционных технологий при проведении заочного этапа во многом повысило доступность соревнований для сельских жителей и школьников-инвалидов, а также расширило географию олимпиад. Например, в «Открытой олимпиаде школьников по физике Башкирского государственного университета» приняли участие более 10 регионов Урала и Поволжья. В олимпиаде «Ломоносов», прошедшей на площадке Кабардино-Балкарского государственного университета, участвовали школьники из Ставропольского края, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии.

Благодаря применению ИТ-технологий в нынешнем олимпиадном году сформировалась тенденция участия в олимпиадах школьников из стран СНГ. Так, упомянутая олимпиада «Будущее Сибири» принимала школьников из Казахстана и Киргизии. В олимпиаде «Ломоносов», прошедшей на площадке Кемеровского госуниверситета, приняли участие школьники Казахстана. О расширении масштабов работы с соотечественниками из стран СНГ и Балтии заявили организаторы «Межрегиональной олимпиады школьников ГУ-ВШЭ, БелГУ, ИрГУ, МарГТУ, ОмГУ, РУДН, СПбГУ ИТМО, ТПУ, УрФУ».

Согласно общему мнению, итоги олимпиад свидетельствуют об устойчивой тенденции повышения интереса школьников к олимпиадам по естественнонаучным дисциплинам. Соревнования по математике, физике, химии собрали подавляющее число участников в большинстве олимпиад. По мнению В.А. Садовничего, это - едва ли не самый важный итог олимпиадного года, который свидетельствует о начале восстановления потенциала страны в естественнонаучной и инженерной области.

Многие участники видеоконференции отмечали в качестве важного результата рост участия в олимпиадах школьников невыпускных классов. По мнению выступивших ректоров, это говорит об изменении прагматичного восприятия олимпиад школьниками в сторону их понимания как трамплина в мир научного творчества.

Итоги видеоконференции подвел Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации М.В. Дулинов. Он поддержал организацию Ситуационного центра РСОШ и призвал олимпиадное сообщество не опускать столь высоко поднятую олимпиадную планку и продолжить развитие олимпиад как инструмента мотивации образовательного развития школьников.