Перспективы развития системы высшего образования в РФ обсудили в Госдуме
27 июня 2022 г. 16:25

Перспективы развития системы высшего образования в РФ обсудили в Госдуме

Большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в РФ состоялись в Государственной Думе 27 июня. В мероприятии под председательством спикера Госдумы Вячеслава Володина приняли участие министр науки и высшего образования Валерий Фальков, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, представители всех думских фракций, Рособрнадзора, ведущих российских вузов, студенческого сообщества, научных, общественных организаций и региональных органов власти, всего более 700 человек. Законодательные нововведения в систему высшего образования стали необходимы после исключения России из Болонской системы.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков, открывая слушания своим выступлением, заметил, что современная система образования в России формировалась исходя из других политических и экономических реалий. Присоединение страны к Болонской системе принесло свои положительные и отрицательные результаты. Например, система благоприятно повлияла на развитие студенческой мобильности и дала возможность создавать уникальные траектории образования. 

При этом по ряду направлений бакалавриата оказалось недостаточно для подготовки квалифицированных специалистов. «Работодатели признали, что четырех лет недостаточно, многие их них требуют от тех же юристов два диплома: бакалавра и магистра по одной и той же специальности», — пояснил министр. Он добавил, что нужно перестать слепо копировать и сформировать собственную систему высшего образования, взяв все лучшее из Болонской системы и из отечественной, которая ей предшествовала. 

Министр предложил принципы для создания новой системы образования:

1. Направленность всей системы на достижение национальных целей страны

2. Открытость. «Мы расширяем и будем расширять образовательное, научное, технологическое сотрудничество со всеми, кто в этом заинтересован», — объяснил Фальков.

3. Фундаментальность. «Без фундаментальности мы готовим только исполнителей и потребителей, а нам нужны творцы», — добавил он. 

4. Гибкость. Запрос на это исходит от работодателей. Новое российское образование должно быть интересно студентам, раскрывать потенциал молодости и креативности. При этом гибкими должны быть и образовательные стандарты. 

5. Практичность. Система должна формировать передачу не только знаний, но и навыков.

Изменения в системе высшего образования должны, в первую очередь, обеспечить технологический суверенитет страны, отметил глава Минобрнауки: «Сейчас нашей стране предстоит восстановить проектирование, производство и обслуживание целого ряда сложных технологических кластеров, которые ранее мы могли импортировать. Этот вызов создает совершенно новую реальность для высшего инженерного образования. Нужны разработчики технологий, конструкторы, интеграторы, ориентированные на результат, на конкретные инженерные проекты. Более продолжительный срок профессиональной подготовки инженеров не только позволит повысить системность знаний, но и даст возможность, не жертвуя профессиональным ядром, включить в программу обучения весомую социогуманитарную компоненту. Таким образом гуманитарный цикл в высшем техническом образовании может быть восстановлен в своих правах. Его задача — не только облегчить профессиональную карьеру выпускника, но и сформировать личность российского интеллигента, патриотичного и социально активного, с широким кругозором и высокими культурными запросами».

Президент РСР, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий напомнил, что еще до введения Болонской системы российская система включала несколько ступеней и была достаточно гибкой, а студенты могли получить дополнительную квалификацию в рамках обучения. Основным тогда был специалитет — более 90 % выпускников вузов получали его. Сегодня 80 % выпускников вузов — бакалавры, 20 % — специалисты, то есть ситуация поменялась кардинально.

МГУ сохранил 6-летний специалитет по 13 направлениям. Еще по нескольким направлениям есть интегрированная магистратура, когда абитуриент поступает сразу на 6 лет и магистратура по тому же направлению начинается сразу после бакалавриата.

Садовничий согласился, что России надо сохранить лучшее от всех систем. Он предложил оставить несколько вариантов схем обучения. Первый вариант — пятилетний или шестилетний специалитет в направлениях, имеющих важное государственное значение. Второй — интегрированная магистратура (но после четырех лет можно выйти из учебного процесса с дипломом бакалавра). Третий — бакалавриат + магистратура. При этом нельзя ущемлять тех, кто уже учится. 

«Специалитет — это ценность. Его нужно законодательно увеличить до 50 % по контрольным цифрам приема», — предложил Садовничий. Он также выступил за то, чтобы сделать аспирантуру не третьим уровнем образования, а самостоятельным уровнем подготовки научных кадров. Кроме того, по его словам, российским университетам нужно дать больше возможностей выбора по развитию собственных траекторий обучения. При этом следует координировать образовательную деятельность, начиная со школьного образования.

Низкое развитие форм интеграции науки и образования с предприятиями реального сектора экономики отметил председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Владимир Кабышев. Он сказал, что необходимо повышать качество профессиональной подготовки с ориентиром на рынок труда, определить принципы развития отраслевых вузов, предпринять меры по усилению материальной поддержки кадров, создать возможность продолжения бесплатного обучения в магистратуре, а также развивать внутристрановую научную мобильность. 

Ключевой фигурой в системе образования, по словам Кабышева, является педагог, от мотивации которого зависит реальный эффект обучения: «Именно преподаватель является тем человеком, который может влюбить студентов в себя, в профессию, стать моральной поддержкой. Если у него не горят глаза, о каком качестве можно говорить».

Необходимость ориентирования на интересы работодателей при подготовке кадров поддержал и ректор СПбГУ Николай Кропачев. Он также поднял вопрос о качестве самого образования и его доступности: «Должно быть равенство обучающихся в качественном образовании. Это право должно быть реализовано в независимости от размера вуза и его местоположения».

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в рамках своего выступления на слушаниях отметил, что дефицит квалифицированных кадров является одним из главных препятствий развития бизнеса: «Мы заинтересованы в "бесшовной" стыковке системы профессионального образования, как высшего, так и среднего, с рынком труда. Для этого необходимо запустить механизм ускоренной актуализации содержания программ профессионального образования с учетом современных потребностей рынка труда».

Сохранить гибкость системы высшего образования, внеся в закон возможность бесплатного перехода с бакалавриата на специалитет, а со специалитета на программы магистратуры предложил в ходе своего выступления первый зампредседателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, депутат фракции КПРФ Олег Смолин. 

Важность специалитета, который обеспечит фундаментальность при подготовке будущих юристов, отметил ректор Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина Виктор Блажеев. Он также сказал, что необходимо выстраивать процесс обучения так, чтобы юристы были востребованы на рынке труда.

«Учить студента самообразовываться это главное требование к образованию», — сказал председатель Комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Вузам, по его словам, нужно дать максимум свободы и создать условия для свободной работы педагогов, обратить внимание на нормативы педагогической загрузки, снять бюрократические барьеры. Кроме того, с учетом высокой скорости потребительских изменений и старения знаний, нужно находить новые способы для образовательного процесса, реализовывать программы прикладного, практического характера.

Сохранение специалитета подтверждает качество высшего медицинского образования в России, заявил ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Петр Глыбочко. По его словам, в медицинских вузах, несмотря на пандемию, сохранилось количество иностранных студентов.

«Например, в Сеченовском университете сегодня обучается 5 тыс. иностранных студентов. В этом году мы это количество увеличим. Это говорит о том, что программа специалитета и подготовка кадров по этим направлениям востребованы не только в России, но и за рубежом», — отметил он. Также Петр Глыбочко напомнил, что за последние годы удалось сформировать национальную систему медицинского образования, которая строится на принципах преемственности «школа — университет — клиника». 

Президент РУДН Владимир Филиппов напомнил о предложении президента РФ Владимира Путина ввести в систему высшего образования схему «2+2+2» и отметил, что этот вариант также нужно учитывать при формировании новой системы образования. А также подчеркнул, что новая система должна быть понятной для иностранных студентов.

На потерю большой производственной практики в системе подготовки аграриев при переходе на бакалавриат посетовал ректор Российского государственного аграрного университета МСХА имени К. А. Тимирязева Владимир Трухачев. Он также отметил важность возвращения к специалитету в аграрном образовании.

Отвечая на вопросы из зала министр Валерий Фальков напомнил, что вхождение в Болонскую систему не стало гарантом автоматического взаимного признания российских и зарубежных дипломов. Такое признание обеспечивают только двухсторонние межправительственные соглашения. 

Он также рассказал об увеличении квот для студентов из-за рубежа. «По решению Правительства РФ мы удваиваем квоту для иностранных граждан. В позапрошлом году было 15 тыс. мест, в прошлом — 18 тыс. мест, в этом — 23 тыс., а на следующий год будет 30 тыс.», — отметил Валерий Фальков.

Также он сообщил, что в России сегодня обучается 345 тыс. 98 иностранных студентов. Лидирует Казахстан — почти 60 тыс. учащихся, за ним идут Узбекистан, Туркменистан, Китай и Индия.

В завершение слушаний Валерий Фальков поблагодарил всех участников встречи за конструктивный разговор и отметил, что министерство постарается отработать все высказанные в ходе слушаний предложения с заинтересованными депутатами Госдумы.

«У нас впереди летний такт, мы постараемся облечь все в конкретные решения и уже выйти с тем, чтобы последовательно, осторожно, но там, где надо, — быстро и решительно произвести необходимые изменения. Чтобы наша система образования стала более конкурентоспособной, и чтобы мы решили те конкретные задачи, которые перед нами совсем недавно поставил Президент страны», — сказал глава Минобрнауки.

ФОТО: Официальный сайт Госдумы