Российский Союз ректоров впервые представил предметные рейтинги вузов
30 марта 2022 г. 3:00

Российский Союз ректоров впервые представил предметные рейтинги вузов

Совет Российского союза ректоров (РСР) и Ассоциация составителей рейтингов (АСР) впервые представили предметные рейтинги российских вузов экосистемы «Три миссии университета». Они призваны показать, какие университеты обеспечивают лучшую образовательную и научную подготовку студентов в конкретных предметных областях, а также какой вклад учебные заведения вносят в социальное развитие общества.

Президент РСР, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий на открытом заседании в ТАСС отметил, что Московский международный рейтинг «Три миссии университета» уже получил признание в мире. В апреле 2021 года было принято решение задать новые векторы для развития этого рейтинга — создать линейку отраслевых и локальных рейтингов, позволяющих оценить конкурентные позиции российских вузов с точки зрения важности для развития регионов и отдельных отраслей экономики.

 «Это первый наш предметный рейтинг вузов. Он будет обсуждаться не только у нас в стране, но, я думаю, и за рубежом в других рейтинговых агентствах. Мы готовы отстаивать его объективность и полезность для нашей системы образования», — подчеркнул Виктор Садовничий.

Всего в 29 рейтингов по предметным областям вошло 136 университетов из 41 региона России. Результаты деятельности вузов оценивались в сфере естественных и инженерных наук, математики, социальных и гуманитарных направлений, медицины и педагогики. В публикуемые рейтинги по каждому из представленных направлений вошло 20 или менее учебных заведений.

Победителем в общем зачёте стал МГУ имени М. В. Ломоносова, который занял 17 призовых мест, включая первые места сразу в 12 предметных рейтингах. На втором месте по числу попадания в тройки лучших оказался СПбГУ (13), на третьем — НИУ ВШЭ (9). В топ-5 также вошли Уральский федеральный университет (5) и Томский политехнический университет (4).

Глава АСР Дмитрий Гришанков рассказал об основных итогах локальных рейтингов, а также о методике их расчёта. Он отметил, что в ходе исследования оценивались все три миссии университетов — образовательная, научная и общественная. При этом использовались разные наборы показателей и разные веса из-за специфики отдельных предметов.

Самые многочисленные области знаний по количеству обучающихся представлены в рейтингах медициной, информационными технологиями и педагогикой. Этим сферам государство уделяет особое внимание в последние годы, наращивая количество бюджетных мест в вузах. В топ-20 рейтинга по медицине доминируют специализированные вузы во главе с Сеченовским университетом и РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Педагогику возглавил Московский городской педагогический университет, при этом направление имеет ярко выраженный региональный уклон — 17 из 20 участников списка лучших расположены за пределами Москвы. В тройку лидеров по информатике вошли МГУ, МФТИ и Университет ИТМО.

Больше всего публикуемых рейтингов представлено социально значимыми инженерными направлениям. Это экология, геология, машиностроение и робототехника, нефтегазовое дело, пищевые технологии, энергетика и другие области знания. Лидерами инженерных рейтингов по общему количеству призовых мест стали Уральский федеральный университет, Томский политехнический университет и Санкт-Петербургский горный университет.

В сфере математических и естественных наук абсолютным лидером стал МГУ, занявший первые места по математике, физики, химии, биологии и географии. В общественных науках доминируют столичные вузы — в экономике, менеджменте, праве и социологии семь из десяти лучших университетов страны расположены в Москве. Все рейтинги по гуманитарным направлениям в сферах лингвистики, филологии и журналистики, истории и археологии возглавил МГУ. В социальных науках, таких как экономика, менеджмент, социология и психология наиболее высокие результаты показала НИУ ВШЭ. Рейтинг по праву возглавил СПбГУ.

Предметные рейтинги также показали самые высококонкурентные направления подготовки по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов — это социология (75,5), ядерная физика и технологии (74,2), биотехнология и биоинженерия (73,7). По числу олимпиадников, принятых в вузы без вступительных экзаменов, лидируют физика, ядерная физика и математика. Больше всего защитивших кандидатские диссертации в медицине, физике, биотехнологии и биоинженерии. По целевому набору лидируют авиационная и ракетно-космическая техника, медицина и ядерная физика.

Ректоры ведущих университетов страны поделились свои опытом использования рейтингов в своей работе. «Мы пользуемся доступом к базе данных ведущих глобальных университетов рейтингового агентства RAEX, чтобы по различным позициям оценивать характеристики вузов, входящих в глобальные рейтинги и в «Три миссии университета». Мы получаем важное конкурентное преимущество имея возможность анализировать свои позиции в глобальном образовательном пространстве и проводить сравнение по десяткам показателей с ведущими международными вузами», — рассказал ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов.

«Университеты у нас разные. Есть огромные многопрофильные вузы, такие как МГУ или Уральский федеральный университет. Есть университеты, которые нацелены на развитие социальных направлений или различных отраслей промышленности Российской Федерации. Безусловно, все они имеют сильные стороны и должны быть представлены, и предметные рейтинги позволяют это сделать», — отметил ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.

В дальнейшем число предметных рейтингов будет расширено до порядка 60 направлений. По словам Дмитрия Гришанкова, некоторые направления подготовки будут разбиты на несколько отдельных предметов. Расширение рейтингов также планируется за счёт других предметов и вузов, не вошедших в пилотный выпуск.