РСР обсудил перспективы национальной системы высшего образования в РФ
2 июня 2022 года президент Российского Союза ректоров (РСР), ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий провел расширенное заседание Совета РСР. В мероприятии приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев, заместитель председателя Госдумы РФ Борис Чернышев, председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев, а также более 90 ректоров очно и более 200 в онлайн-режиме. Основными темами стали обсуждение вопросов развития национальной системы высшего образования России, возможный отказ от Болонской системы и связанные с этим варианты законодательных изменений.
Виктор Садовничий в своем выступлении подчеркнул, что система высшего образования в первую очередь должна соответствовать задачам национального научно-технического развития страны: «Будущее российского образования должно опираться на сопряжение лучших и признанных в мире традиций отечественного образования, того позитивного опыта, который мы наработали за 20 лет, и на наши мощные научно-образовательные школы, которые возглавляют крупные ученые. Наша система образования должна быть основана на принципах фундаментальности, междисциплинарности, единства научных исследований и преподавания, разнообразия форм получения образования, гибкости образовательных и профессиональных траекторий, возможности получения дополнительных квалификаций и баланса фундаментальности образования и прикладного результата».
Президент РСР предложил расширить практику обучения по программам специалитета в высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслях экономики, поскольку во многих направлениях образования подготовить хороших специалистов за период бакалавриата сложно. Обучение студентов в этом случае займет 5-6 лет. Также Виктор Садовничий предложил закрепить модель обучения по программам интегрированной магистратуры в наукоемких отраслях со сроком обучения в 5-6 лет. Кроме того, он отметил, что необходимо обсудить вопрос по сохранению двухуровневой системы (бакалавриат + магистратура) для отдельных областей образования и с учетом подготовки иностранных специалистов.
По словам Виктора Садовничего, при обсуждении структуры национальной системы образования, отвечающей современным внутренним и внешним вызовам, нужно учитывать лучшие традиции российской и советской образовательных систем. Необходимо учитывать гармонизацию и сохранение взаимного признания систем образовательных квалификаций РФ и стран Евразийского экономического союза, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и других регионов мира. Важно также сохранить привлекательность российской системы для иностранных студентов и соблюдать права выпускников вузов, принятых на обучение по действующим образовательным программам.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в ходе своего выступления отметил, что система высшего образования в России должна адаптироваться под изменения, которые сейчас происходят в экономике страны. По словам министра, геополитические вызовы и ограничения, с которыми столкнулась отечественная экономика, стали одной из главных причин разработки новой уникальной системы образования.
При этом главный запрос, по словам Фалькова, со стороны экономики в сторону образования — это гибкость: «Когда мы говорим об уникальной системе российского высшего образования, речь идет о сочетании хорошо известных уровней, форматов и практик, которые можно сложить таким образом, что это будет соответствовать нашим интересам, отвечать на вызовы и позволит более динамично двигаться вперед. Давайте отвяжем специалитет и сделаем его нормальным полноценным уровнем образования, у которого будут такие же права, как и у бакалавриата. И дадим возможность выбирать абитуриенту, работодателю и университету».
Он также добавил, что с 2016 по 2021 год доля специалитета в вузах сократилась с 27 до 13 %, а количество студентов, обучающихся по таким программам, снизилось с 316 до 108 тысяч человек. Хотя запрос на подготовку кадров по специалитету достаточно высок.
Свое мнение о возможных траекториях дальнейшего развития системы высшего образования высказали руководители ведущих вузов России. Ректоры отметили, что изменения в системе высшего образования должны происходить постепенно и с учетом накопленного положительного опыта.
По словам ректора Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Петра Глыбочко, выход России из Болонской системы должен сопровождаться определенной реформой. И это не может произойти одномоментно.
«Медицинские вузы смогли сохранить систему специалитета, и это было правильное решение, — сказал Петр Глыбочко. — Например, перед нами стояла задача подготовить программы слияния лечебного факультета с педиатрическим, как это происходит во всех европейских странах. Тогда, в 2003 году, мы смогли сохранить научные школы по педиатрии. Мы брали плюсы из советской системы медицинского образования и из Болонской системы. Сегодня в медвузах всего одно направление бакалавриата — это высшее сестринское дело».
За сохранение лучших практик, наработанных в последние годы, выступил и президент МГТУ имени Н. Э. Баумана Анатолий Александров. Он также заметил, что система образования должна отвечать насущным запросам государства.
«Очень приветствовалось бы расширение возможностей подготовки через специалитет, особенно по самым сложным инженерным профессиям, таким как инженер-разработчик, который должен создавать новую технику и новые технологии. Здесь наши возможности должны быть расширены», — сказал Александров.
Предложения Виктора Садовничего по развитию национальной системы высшего образования поддержал ректор Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. Тимирязева Владимир Трухачев: «У нас кроме ветеринарии и экономической безопасности все остальные направления это бакалавриат плюс магистратура, как-то к этому уже привыкли. Но не все пошли в магистратуру, где-то бюджетных мест нет, где-то у выпускников нет возможности учиться на коммерческой основе. Хотя, мы всегда чувствовали, что нам нужно пять лет. Для инженера или биотехнолога нужен специалитет».
Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов поставил вопрос иначе: «Что же такое Болонская система? На самом деле это жаргонизм, а термин официально звучит как «Зона общеевропейского высшего образования». И мы сейчас в этой зоне, таком образовательном «Евровидении». Хотим ли мы участвовать сейчас в этом?»
Он добавил: «Мы должны выстраивать законодательство таким образом, чтобы позиционировать свою самостоятельную образовательную систему, а не как часть какой-то другой. Мы заявляем себя как единая российская образовательная система. При этом нужно учитывать и опыт советской образовательной системы, и опыт общеевропейской системы, которая была в последние годы, имела свои плюсы и минусы. Наша образовательная система должна быть понятна иностранным талантам. Мы должны быть включены в глобальную систему знаний, потому что выпадать из нее совершенно недопустимо».
Ректор СПбГУ Николай Кропачев отметил, что в первую очередь нужно учитывать качество самого образования, а в формировании системы должны участвовать не только ректоры, но также бизнес и госструктуры — основные заказчики специалистов.
«Идея осмысления национальной системы высшего образования должна быть продиктована не только международной обстановкой, но в первую очередь особенностями и внутренними потребностями страны. <…> Мы должны постоянно заниматься совершенствованием системы образования, и выстраивать ее эффективно, в том числе с новыми участниками, включая студентов», — сказал Николай Кропачев.
Президент РАН Александр Сергеев согласился, что для развития национальной системы высшего образования необходимо ориентироваться на запросы работодателей.
«Мы развиваем рыночную экономику. А это значит, что драйверами, которые ведут нас в наше технологическое будущее, являются реальный сектор экономики, наши крупные компании, высокотехнологичные и наукоориентированные корпорации. Если наша основная задача — обеспечить технологические суверенитет, то тогда от них должен быть квалифицированный заказ и на контрольные цифры приема, вообще кого готовить-то», — сказал Сергеев.
Он добавил, что сейчас много «горячих голов», требующих прекратить международное сотрудничество, однако обсуждение о реформации системы образования должно быть спокойным и взвешенным: «Не дай нам Бог куда-нибудь шарахнуться. <…> Нам обязательно нужно вести себя мудро, потому что потом на нас с вами — на науку и образование — будет большая надежда и просьба — коллеги, восстанавливайте связи».
Кроме того, Сергеев заметил, что продолжительность обучения в вузе должна зависеть от направления подготовки и от того, какие специалисты востребованы на рынке труда. Также, по словам Сергеева, сегодня в России отсутствует статистика о трудоустройстве выпускников вузов, которую необходимо учитывать при формировании национальной системы.
Важность специалитета в сфере подготовки педагогических кадров отметил первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев: «Мы должны готовить учителя национального, учителя, который прежде всего не только учит, но еще и воспитывает. И здесь, конечно, [нужно учитывать] наши национальные традиции и подходы в преподавании таких предметов как история, обществознание, русский язык, литература. Именно поэтому нам представляется подготовка специалиста в области работы с ребенком в рамках развития системы специалитета более приоритетной. Что не отрицает совершенно и иных подходов».
О роли педагогов высказался и председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев: «Мы не должны забывать о педагоге. Меняются специальности, направления, форматы, но педагог — один из главных в вузе. Мы должны работать над системным повышением его престижа и статуса, материальными гарантиями, социальными гарантиями. Только тогда мы сможем говорить о качестве образования. Какие бы мы ни написали программы, со студентом работает педагог, и если у него не будут гореть глаза, ничего не будет работать».
«Ключевая задача, которая стоит сегодня перед ректорами, перед министерством, и, самое главное, перед нами, депутатами Государственной Думы, — это вести новую коммуникацию, рассказывать, что теперь будет в системе российского образования, разъяснять, к чему мы идем, потому что у каждого своя модель, и каждый определяет ее по-своему. И самое важное, что в этом процессе есть консенсус», — сказал зампредседателя Госдумы РФ Борис Чернышев.
В заключение заседания глава РСР Виктор Садовничий отметил, что развитие российской системы образования требует внимательного и всестороннего осмысления и обсуждения на уровне министерств, ведомств, профессиональных и университетских сообществ. Он добавил, что будут созданы рабочие группы, которые подготовят предложения по повышению эффективности и улучшению системы. Эти предложения будут рассмотрены на очередном съезде Совета РСР.
ФОТО: Пресс-служба МГУ