«Понятие грамотности гораздо шире требований, которые заложены в ЕГЭ»
Сергей Щербатых, и. о. ректора ЕГУ им. И.А. Бунина
— ЕГЭ в 2022 году показал, что средний балл по русскому языку упал — до 68,3 (по итогам ЕГЭ-2021 было 71,4). Судя по студентам Вашего вуза, это разовое отклонение или проявление долгосрочной тенденции?
Как вы оцениваете динамику грамотности абитуриентов за последние 10 лет? Является ли падение грамотности существенной проблемой для студентов Вашего вуза, препятствующей усвоению ими учебного материала?
— Да, действительно, в последние годы средний балл ЕГЭ по русскому языку колеблется в интервале между значениями 68,0–72,0 баллов. Полагаем, что это является следствием длительного периода дистантного обучения, связанного с ограничительными мероприятиями в период пандемии коронавируса. Однако важно заметить тот факт, что показатель среднего балла ЕГЭ по русскому языку совершенно не отражает истинный уровень грамотности абитуриентов и впоследствии — студентов. Если говорить конкретно о нашем вузе, средний балл ЕГЭ по русскому языку в текущем году составил 71,5 балла, и этот показатель является статичным на протяжении нескольких лет.
Понятие грамотности гораздо шире тех требований, которые заложены в материалах ЕГЭ и которые возможно продемонстрировать. Как следствие этого, умение грамотно выстраивать свое высказывание в публичном пространстве часто не совпадает с самим результатом ЕГЭ по русскому языку. Поэтому понижение среднего балла ЕГЭ по русскому языку в целом не препятствует усвоению материала в процессе обучения по программам высшего образования.
Но некоторая обеспокоенность снижением уровня грамотности в целом в данной статистике все же присутствует, так как уход в тестовые варианты заданий снижает возможности самого процесса развития речи как такового. Но сказать, что это препятствует усвоению учебного материала студентами по предметам, было бы неверным. Современная жизнь дает огромное количество каналов получения научной информации, вербальный путь не является единственным. Преподаватель любой дисциплины сталкивается с необходимостью формирования у студентов умения логично и последовательно излагать собственные мысли.
Справедливости ради нужно отметить, что каждый год в университет приходят и очень одаренные в гуманитарном плане дети. Как правило, их балл ЕГЭ по русскому языку достаточно высок. Они много читают. Некоторые из них пробуют себя в литературном творчестве. Так что мы настроены оптимистично.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о грамотности абитуриентов вузов, смотрите здесь.