«Было бы хорошо, если бы историю изучали не в отрыве от других дисциплин, а параллельно»
16 декабря 2022 г. 11:20

«Было бы хорошо, если бы историю изучали не в отрыве от других дисциплин, а параллельно»

Тип материала: Мнение
Регион: Москва

Владимир Строев, ректор ГУУ

— Ученые-историки работают над созданием концепции преподавания истории России в вузах неисторического профиля, заявил в ноябре текущего года директор Института российской истории РАН Юрий Петров. По его словам, задача состоит в том, чтобы на основе академической науки дать «единообразную, унифицированную картину исторического прошлого» страны.

На Ваш взгляд, необходимо ли создать единый учебник по истории России для вузов (кроме тех, где история — профильный предмет)?

— Единый учебник истории, с освещением отечественной и всеобщей истории и с поправками на специализацию вуза, нужен, и создавать его должны профессиональные историки, имеющие опыт педагогической и научной работы. При этом необходимо использовать системный подход и научную объективность, доказанную фактами и документами, а события излагать доступно и не обезличено.

Ни один период нашей — да и не только нашей — истории не был однозначен. На любом этапе были достижения, победы и трагедии, и об этом нужно говорить откровенно. Все мы, ныне живущие, выросли из прошлого, у нас были величайшие достижения науки, культуры, искусства. Об этом надо помнить, этим надо гордиться.

Было бы хорошо, если бы историю изучали не в отрыве от других дисциплин, а параллельно. То есть образовательный процесс выстроить таким образом, чтобы, проходя определенный этап исторического развития, учащиеся одновременно изучали экономику, социологию, демографию, культуру того же периода. Чтобы формировалась общая картина целиком и то, как определенные процессы влияют на социум во всех аспектах. И в любом случае учебник и преподаватели должны, в первую очередь, учить студентов думать, анализировать, критически осмысливать события тех или иных лет.

Начинать «обкатку» учебника, наверное, имеет смысл в пилотных регионах, а потом проанализировать преимущества и недочеты. Возможно следует устроить публичное обсуждение проектов единых учебников.

Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о едином учебнике по истории России для вузов, смотрите здесь.