«Необходимо перейти от крайне сжатого семестрового курса истории к годовому»
16 декабря 2022 г. 11:20

«Необходимо перейти от крайне сжатого семестрового курса истории к годовому»

Тип материала: Мнение
Регион: Волгоградская область

Алла Калинина, ректор ВолГУ

— Ученые-историки работают над созданием концепции преподавания истории России в вузах неисторического профиля, заявил в ноябре текущего года директор Института российской истории РАН Юрий Петров. По его словам, задача состоит в том, чтобы на основе академической науки дать «единообразную, унифицированную картину исторического прошлого» страны.

На Ваш взгляд, необходимо ли создать единый учебник по истории России для вузов (кроме тех, где история — профильный предмет)?

— Преподавание истории, как и других социально-гуманитарных дисциплин, призвано формировать у студентов разных направлений подготовки широкий общекультурный кругозор, эрудицию, создавать основу для системы ценностей. Нужен определенный запас знаний для объективного взгляда на события, факты, деятельность значимых личностей. Комплексы компетенций, прежде всего, универсальных, также подразумевают выполнение общих требований к содержанию образования.

Обеспечить общезначимое наполнение дисциплин могут единая программа и единый учебник по курсу всеобщей и отечественной истории. Работа над ним поможет профессиональному сообществу достигнуть консенсуса в выборе тем и сюжетов, академических конвенций, без которых не могут развиваться ни историческая наука, ни методика преподавания в высшей школе. Такой учебник может служить матрицей курса, который должен разрабатываться преподавателем с учетом содержания той образовательной программы, в рамках которой он реализуется: у филологов и физиков, экономистов и журналистов могут быть свои доминанты в знании отечественной и мировой истории при обязательном общем, заданном единым учебником, объеме информации.

Для достижения позитивных результатов важно изменить формы подачи тем и сюжетов отечественной истории, которые сегодня воспринимаются студентами как неоправданное повторение школьного курса. Очевидно, что синхронное сравнительное освещение событий одного исторического периода в России и зарубежных странах позволяет по иному взглянуть как на факты отечественной истории, так и на их историческое значение.

Наконец, необходимо перейти от крайне сжатого семестрового курса истории к годовому, что позволит создать в сознании студентом целостную картину исторического процесса, глубже и полнее представить историческую роль и судьбу России. 

Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о едином учебнике по истории России для вузов, смотрите здесь.