Нужен ли вузам единый учебник по истории России?
16 декабря 2022 г. 11:20

Нужен ли вузам единый учебник по истории России?

Тип материала: Мнение
Регион: -
Источник: РСР

Ректоры РФ рассказали, каким должен быть учебник по истории страны в университетах.

Ученые-историки работают над созданием концепции преподавания истории России в вузах неисторического профиля, заявил в ноябре текущего года директор Института российской истории РАН Юрий Петров. По его словам, задача состоит в том, чтобы на основе академической науки дать «единообразную, унифицированную картину исторического прошлого» страны.

Редакция сайта РСР обратилась к руководителям высших учебных заведений с вопросом, нужен ли единый учебник по истории России для вузов, где история — не профильный предмет?

Ирина Аркадьевна Краева, ректор Московского государственного лингвистического университета: «В современных геополитических условиях создание единого учебника по истории России — задача не просто прикладная, а стратегическая. Искажение исторических фактов, порой полная подмена понятий и ценностей — серьезный вызов, который сейчас стоит перед нашим государством. Безусловно, для разработки концепции такого учебника необходимо участие лучших специалистов, в том числе из Российской академии наук, имеющих научные труды по соответствующей тематике. Для того чтобы подобный учебник удовлетворял потребности студентов разных направлений, он не должен быть перегружен фактическим материалом, вместо этого нужно уделять больше внимания причинно-следственным связям процессов и явлений». 

Читать весь комментарий Ирины Краевой

Людмила Алексеевна Мокрецова, ректор Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина: «Создание единого базового учебника для непрофильных направлений подготовки, созданного с учетом современных методических требований и особенностей общественно-политических условий, значительно облегчит процесс преподавания истории в вузах. Кроме того, в рамках создания такого учебника должна пройти актуализация исторического знания, должны учитываться современные научные достижения в рамках исторической науки».

Читать весь комментарий Людмилы Мокрецовой

Владимир Витальевич Строев, ректор Государственного университета управления: «Было бы хорошо, если бы историю изучали не в отрыве от других дисциплин, а параллельно. То есть образовательный процесс выстроить таким образом, чтобы, проходя определенный этап исторического развития, учащиеся одновременно изучали экономику, социологию, демографию, культуру того же периода. Чтобы формировалась общая картина целиком и то, как определенные процессы влияют на социум во всех аспектах. И в любом случае учебник и преподаватели должны, в первую очередь, учить студентов думать, анализировать, критически осмысливать события тех или иных лет». 

Читать весь комментарий Владимира Строева

Алла Эдуардовна Калинина, ректор Волгоградского государственного университета: «Нужен определенный запас знаний для объективного взгляда на события, факты, деятельность значимых личностей. Комплексы компетенций, прежде всего, универсальных, также подразумевают выполнение общих требований к содержанию образования. Обеспечить общезначимое наполнение дисциплин могут единая программа и единый учебник по курсу всеобщей и отечественной истории. Работа над ним поможет профессиональному сообществу достигнуть консенсуса в выборе тем и сюжетов, академических конвенций, без которых не могут развиваться ни историческая наука, ни методика преподавания в высшей школе. Такой учебник может служить матрицей курса, который должен разрабатываться преподавателем с учетом содержания той образовательной программы, в рамках которой он реализуется: у филологов и физиков, экономистов и журналистов могут быть свои доминанты в знании отечественной и мировой истории при обязательном общем, заданном единым учебником, объеме информации». 

Читать весь комментарий Аллы Калининой

Все выпуски проекта #ВопросРектору1 с комментариями собраны в специальном разделе.