«Суперспособность инженера — создавать устройства, которые при эксплуатации будут работать как задумано»
21 декабря 2022 г. 16:15

«Суперспособность инженера — создавать устройства, которые при эксплуатации будут работать как задумано»

Интервью с руководителем Молодежного инженерного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана Аркадием Дидковским в рубрике «Практикум»

Сегодня подготовке инженерных кадров в России уделяется особое внимание, ведь от качества их образования, полученных знаний и навыков зависят технологическое и экономическое развитие страны. Такие специалисты должны не только работать над текущими задачами, но и смотреть в будущее, создавая новые технологические решения.

Для развития инженерного образования в российских вузах реализуются специальные проекты, задача которых — привлечь студентов к исследовательской и проектной деятельности, дать им возможность получить свой первый научный и творческий опыт, выявить талантливую молодежь. Это и федеральный проект по развитию в стране Передовых инженерных школ, создание сети молодежных конструкторских бюро в университетах, различные мастерские, олимпиады, мастер-классы.

Свой уникальный проект по работе с молодыми талантами — Молодежный инженерный центр (МИЦ) — с 2021 года реализует и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Над какими разработками трудятся студенты в центре, и какие суперспособности есть у инженеров, редакции сайта Российского Союза ректоров рассказал руководитель МИЦ, заведующий лабораторией кафедры СМ-8 МГТУ им. Н. Э. Баумана Аркадий Дидковский.

— Аркадий, что же из себя представляет Молодежный инженерный центр?

— МИЦ — это проект, который реализует в университете систему работы с талантливой молодежью по техническим направлениям. Центр осуществляет вовлечение студентов и школьников в научно-техническое творчество, массовое освоение практических навыков и общеинженерных знаний в дополнение к основной образовательной программе вуза, технологическое и консультационное сопровождение студенческих технических проектов. МИЦ состоит из универсальной технологической платформы (в рамках которой предоставляются доступ к материалам и оборудованию, а также консультации специалистов) и информационной платформы (в рамках которой реализуются мероприятия, ведется поиск единомышленников, организуется коммуникация с другими научно-техническими организациями). 

В рамках массового освоения практических навыков запущен проект «Мастерские». Студенты-старшекурсники разрабатывают практические курсы, на которые ведется открытая запись и отбор. В течение семестра (сезона) студенты проходят курсы и получают сертификаты. За 2022 год проведено 19 мастерских, на которых занимались около 500 студентов. 

Для эффективной работы со студентами по проектам был также разработан уникальный алгоритм. Он предполагает наличие трекера (студента, который помогает в оперативных вопросах, технических задачах и контролирует ход выполнения проекта) и наставника (который определяет направление развития проекта и консультирует по сложным научно-техническим вопросам). На базе МИЦ реализуется 20 студенческих проектов. 

В рамках вовлечения молодежи в научно-техническое творчество проводятся массовые мероприятия. В общей сложности за год мы охватываем около 2 тыс. студентов. 

— Как появилась идея создать такой центр в вузе?

— Организация МИЦ в корне студенческая, она основана группой студентов, которые уже не умещались в комнатах общежития со своими проектами. Организовывался он при другой студенческой организации — Физико-математической школе на общественных началах при МГТУ им. Н. Э. Баумана и вначале, помимо проектов основателей, служил для проведения курсов по электронике и мехатронике для школьников ФМШ. Как только основатели выпустились из университета, проект перешел на работу со студентами. 

Дело в том, что суперспособность инженера — создавать конструкции или устройства, которые при эксплуатации будут работать так, как задумано. И для того, чтобы приобрести такую способность, нужно решить на бумаге техническую задачу, реализовать ее в железе, попробовать воспользоваться устройством, выяснить причины расхождения с задумкой и исправить. Такой цикл позволяет получить инженерную суперспособность, получить первый опыт.

— Как студенты могут поучаствовать в работе МИЦ?

— Через анкету МИЦ — это единая точка входа по всем запросам. Это онлайн-форма. Всегда можно зайти в МИЦ в любое время, мы с радостью пообщаемся и напоим чаем. 

— Есть ли возможность работать с оборудованием в МИЦ?

— Центр оснащен фрезерным и токарным станками с ЧПУ, всем спектром элетроинструмента, ручного инструмента, покрасочной комнатой, паяльным оборудованием и зоной работы с электроникой. 

— По каким направлениям ведут свои проекты студенты?

—  Проекты студентов имеют очень широкий спектр направлений и сложности. Один из проектов — 3D принтер, который позволяет печатать гранулами. Сами гранулы можно получить через шредер из вторсырья. В проекте полностью разработана печатающая головка. Внутри нее расположена двухступенчатая система нагрева с титановым термобарьером и двухзаходный шнек из нержавеющей стали. Шнек выдавливает расплавленный пластик через сопло. Проектом занимается студент Егор Пирогов. На данный момент разработан действующий прототип. Недавно в МИЦ пришла команда, которая работает в направлении конвертопланов. Разработан действующий прототип конвертоплана. В МИЦ собирается электроэрозионный ЧПУ станок, ракета-носитель с высотой полета 1 км и многое другое. 

— Участвуют ли в работе центра коммерческие компании, будущие работодатели?

— Некоторые компании заказывают изготовление деталей в МИЦ, некоторые участвуют в качестве экспертов на выставках, выездах и форумах. Контакт с компаниями очень плотный, мы работаем с более чем 7 компаниями-партнерами. Часть из них подарила МИЦ оборудование, часть предоставляет его в аренду. 

— Чем МИЦ отличается от молодежных конструкторских бюро (МКБ), которые сейчас работают в ряде российских вузов?

— МИЦ уникальный проект с точки зрения построения внутренней работы над студенческими проектами и системы вовлечения в научно-техническое творчество. Обучение, вовлечение, система взаимодействия и, конечно, отсутствие ограничений на темы технических проектов — все это делает МИЦ проектом уникальным. МИЦ входит в экспертную комиссию по работе над проектом МКБ.

ФОТО: МГТУ им. Н. Э. Баумана

Рубрика сайта РСР «Практикум» — это возможность для представителей российских высших учебных заведений, студентов и компаний-работодателей рассказать о своих лучших практиках выстраивания научно-образовательной деятельности, а также взаимодействия между высшей школой, бизнесом и обществом. Желающие поделиться своими лучшими практиками могут прислать запрос на почту редакции сайта: rsr@raex-a.ru.