Дорога к высшему образованию открыта практически для каждого
11 июля 2022 г. 9:00

Дорога к высшему образованию открыта практически для каждого

Тип материала: Аналитика
Регион: -
Источник: АСР

Совместное исследование RAEX и «Поступи онлайн» показало минимальные требования вузов к абитуриентам и востребованные специальности.

Требования большинства российских вузов к подготовке абитуриентов более чем умеренны, отмечают эксперты компании RAEX. Согласно исследованию, проведенному ими совместно с порталом «Поступи онлайн», минимальный проходной балл ЕГЭ на бюджет составляет в среднем по России менее 61 балла, на платной основе — порядка 47 баллов. При этом наибольший интерес у поступающих вызывают экономика, юриспруденция, ИТ и педагогика. Перспективна также востребованность таких специальностей, как медицина, биология, математика, химия и приборостроение.

Эксперты отмечают, что сегодня на коммерческой основе в вузы поступает свыше половины студентов бакалавриата и специалитета. Так как спрос рождает предложение, вузы активно наращивают количество платных мест на наиболее востребованных направлениях подготовки. Поэтому зависимость между интересом потенциальных абитуриентов к специальностям (за индикатор интереса принято количество уникальных посетителей профильных страниц портала «Поступи онлайн») и общим количеством мест на них носит линейный характер (график 1). По этим показателям с большим отрывом лидируют экономические и юридические направления, ИТ и педагогика, на которые суммарно приходится почти половина бюджетных и платных мест в российских вузах.

В то же время диспропорция между спросом абитуриентов на экономические и юридические специальности и востребованностью этих специалистов работодателями вынуждает государство ограничивать количество бюджетных мест. Поэтому сегодня обучение порядка 90 % первокурсников из числа будущих экономистов, менеджеров и юристов оплачивают их родители. Подготовка педагогов и айтишников как минимум наполовину осуществляется за счет бюджета. Образование в сфере точных и инженерных наук также оплачивается в основном государством (графики 2 и 3).

При этом требования российских вузов к минимальному уровню ЕГЭ для поступления более чем умеренны. Cредневзвешенный проходной балл на очные бюджетные места в 2021 году составлял 60,8, на платной основе — 46,6 балла. Учитывая, что минимальный результат ЕГЭ для подачи документов в вуз в зависимости от предмета колеблется от 22 до 42 баллов, эксперты делают вывод, что дорога к платному высшему образованию открыта практически для всех желающих вне зависимости от их способностей.

В десятке лидеров по проходному баллу восемь представлены гуманитарными направлениями подготовки, где первые места занимают востоковедение, политология и СМИ с показателем более 80 баллов. Технические специальности и точные науки по этому показателю отстают (графики 4 и 5). Для примера можно взять специальность «техника и технология кораблестроения», где проходной балл на бюджет составляет 46,8, а на платной основе — 37,7 балла.

Эксперты также назвали специальности, интерес к которым вырос со стороны абитуриентов. Для оценки был взят условный показатель «удельный интерес абитуриентов» — соотношение количества пользователей, посетивших страницы конкретных специальностей на сайте «Поступи онлайн» в первые пять месяцев 2022 года, с количеством мест на соответствующих направлениях. Согласно этому показателю, можно рассчитывать на рост востребованности таких специальностей, как фундаментальная медицина, биология, математика, химия, приборостроение. Именно они входят в 10 направлений, пользующихся наибольшим удельным интересом у посетителей сайта «Поступи онлайн» (график 6). 

Ранее Российский Союз ректоров и рейтинговое агентство RAEX провели опрос среди выпускников вузов «Поступление в вуз: что влияет на выбор абитуриента». Самым важным фактором при выборе вуза стала возможность поступить в выбранный университет на бюджетной основе — его отметили более 83 % опрошенных. На втором и третьем месте по значимости оказались такие факторы, как престиж выбранного направления подготовки или специальности и качество фундаментального образования.