В России готовят мало учителей по физике и математике
Глава РАО Ольга Васильева рассказала, каких направлений не хватает в подготовке будущих педагогов.
В России готовят мало учителей по физике и математике, а также дефектологов и педагогов дошкольного образования, рассказала глава Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева в эфире онлайн-программы «Образовательная среда».
Она отметила, что в России сегодня примерно 200 вузов готовят будущих педагогов. Из них 33 — это профильные педагогические университеты, подведомственные Минпросвещения РФ, остальные — классические вузы. Кроме того, учителей готовят в 400 колледжах.
Начиная с мая 2022 года РАО провел мониторинг 150 вузов, где ведется подготовка будущих педагогов, было просмотрено 2,5 тыс. образовательных программ.
«Анализ показал, что 55 % всех проанализированных программ — это программы гуманитарной направленности, то есть 45 % на всё остальное. Из них 26,8 % связаны с предметной педагогической деятельностью. Какой? Естественно-научной и физико-математической. <...> То есть, говорить о том, что мы подготовим хороших учителей физики и математики, не приходится, потому что их просто не готовят», — сказала Ольга Васильева.
Она добавила, всего 9,3 % программ рассчитаны на подготовку дефектологов, при том, что «детей, нуждающихся в сопровождении, становится год от года все больше». Также 5,6 % программ приходится на подготовку учителей начальной школы и только 3,3 % — на педагогов дошкольного образования.
«То есть, резюмируя, естественно-научных — нет, дефектологов — нет, дошколят — нет, начальной школы — нет, есть гуманитарии, которые могут пойти в принципе куда угодно и работать где угодно», — подчеркнула Ольга Васильева.
При сложившемся «перекосе» в сторону гуманитарной направленности есть и свои проблемы с подготовкой специалистов высшей квалификации.
«У нас за 10 лет нет научных кандидатских и докторских работ по методикам преподавания литературы, русского языка, истории и географии. То есть получается, тот цикл, который формирует личность, не готовит педагогов будущих педагогов, круг замкнулся. <...> Самое большое количество работ за 10 лет — это по преподаванию английского языка», — сказала Васильева.
Кроме того, по словам главы РАО, будущие учителя практически не занимаются научно-исследовательской работой.
В России педагогика сегодня входит в тройку лидеров по масштабам подготовки студентов. В марте 2022 года были впервые опубликованы предметные рейтинги вузов России из экосистемы «Три миссии университета». Первые три позиции рейтинга вузов в сфере «Педагогика» заняли Московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена и Казанский (Приволжский) федеральный университет.
ФОТО: CDC // unsplash.com