«Девушек чаще поощряют в изучении гуманитарных наук, а юношей — в естественнонаучных и инженерных»
20 сентября 2022 г. 9:00

«Девушек чаще поощряют в изучении гуманитарных наук, а юношей — в естественнонаучных и инженерных»

Тип материала: Мнение
Регион: Москва

Ирина Краева, ректор МГЛУ

— Бытует мнение, что отечественным школам ощутимо не хватает педагогов-мужчин. Так, по данным Общероссийского профсоюза образования, на которые ссылается «Учительская газета», 88,3 % от общего числа школьных учителей в России сегодня составляют женщины и 11,7 % — мужчины. Причем такое соотношение сохраняется как минимум на протяжении последних 10 лет.

Как изменилось соотношение юношей и девушек среди студентов Вашего вуза за последние 10 лет? И есть ли какая-то зависимость этого соотношения от направления обучения?

— Если мы говорим о научно-исследовательской среде, то здесь традиционно наблюдается некоторый гендерный дисбаланс — в гуманитарных науках в целом преобладают женщины, тогда как в технических — мужчины. 

Если взять статистику по нашему университету, то она также подтверждает эту тенденцию: например, процент руководителей женщин на лингвистических специальностях превышает 90 %, тогда как на специальностях нелингвистических составляет всего 35 %. Похожую картину можно наблюдать и применительно к студентам.  

Действительно, девушек чаще поощряют в изучении гуманитарных наук и искусства, а юношей — в изучении естественнонаучных и инженерных специальностей, поскольку это рассматривается более подходящим для них с учетом традиционного гендерного распределения ролей.

В этой связи не могу не упомянуть, что МГЛУ стал одним из первых вузов в стране, который обратил внимание на гендерную проблематику. В 2000 году в университете была создана Лаборатория гендерных исследований, которая стала первым в России подразделением, проводящим комплексные исследования в области гендерной лингвистики.

В настоящий момент лаборатория успешно работает на базе исследовательского центра СКоДиС при МГЛУ и проводит исследования по изучению различных параметров коммуникации — гендерного, статусного, возрастного и др.

Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о дефиците учителей-мужчин в российских школах, смотрите здесь.