«Фиксируем значительный прирост выпускников-мужчин, которые связывают свою жизнь с работой в школе»
Алексей Лубков, ректор МПГУ
— Бытует мнение, что отечественным школам ощутимо не хватает педагогов-мужчин. Так, по данным Общероссийского профсоюза образования, на которые ссылается «Учительская газета», 88,3 % от общего числа школьных учителей в России сегодня составляют женщины и 11,7 % — мужчины. Причем такое соотношение сохраняется как минимум на протяжении последних 10 лет.
Как изменилось соотношение юношей и девушек среди студентов Вашего вуза за последние 10 лет? И есть ли какая-то зависимость этого соотношения от направления обучения?
— Полностью разделяю мнение о том, что российская школа остро нуждается в как можно большем притоке учителей-мужчин. Особенно важным это видится в контексте усиления роли воспитания, в условиях, когда страна должна давать решительный отпор многочисленным вызовам и угрозам, в том числе со стороны «коллективного Запада».
С одной стороны, за последние 10 лет в нашем Университете, как и в других педагогических вузах, не произошло существенного увеличения доли лиц мужского пола среди студентов. В среднем они составляют 23-24 % от общего количества обучающихся. Но, с другой стороны, мы фиксируем значительный прирост выпускников-мужчин, которые целенаправленно связывают свою жизнь с работой в школе, системе образования в целом. Иными словами, можно с полным основанием говорить о том, что за последние годы произошел некий перелом в отношении к работе в школе со стороны выпускников — лиц мужского пола.
Главную роль здесь сыграли предпринимаемые государством, в том числе Министерством просвещения Российской Федерации, меры по повышению престижа учительской профессии и ее общественного статуса, а также мероприятия по усилению социальной защиты педагогов. Уверен, что данная тенденция будет только усиливаться.
Традиционно на направлениях подготовки физико-математического профиля доля мужчин-студентов была всегда гораздо выше по сравнению, например, с их количеством на филфаке или факультете начальных классов. Так, в 2012 году лица мужского пола составляли здесь 53 % среди обучающихся. Однако сегодня эта цифра выросла почти до 69 %.
Таким образом, пройдет не так много времени и мы увидим, что значительную массу учителей физики, математики и информатики будут составлять мужчины. Это, безусловно, радует и вселяет уверенность в будущих масштабных технологических прорывах России.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о дефиците учителей-мужчин в российских школах, смотрите здесь.