«Мы приглашаем наших успешных выпускников для представления индивидуальных траекторий развития»
Иван Петров, ректор Тюменского ГМУ
— Сегодня значительная часть студентов в течение учебного года, а тем более в каникулы, подрабатывает. Есть ли у Вас представление о доле подрабатывающих студентов Вашего вуза от их общей численности? Какого рода работу они выбирают для подработки? Существуют ли какие-то механизмы, облегчающие студентам поиск подработки?
— Доля работающих обучающихся серьезно отличается в зависимости от уровня образования. В частности, доля работающих ординаторов в среднем в разные годы составляла от 35 до 70 %, на настоящий момент эта доля составляет более половины обучающихся ординаторов. Доля работающих студентов 1 курса может составлять лишь незначительный процент в отдельные месяцы в связи с серьезным периодом адаптации к новым дисциплинам и технологиям. Например, сейчас работающих среди обучающихся Института Общественного здоровья и цифровой медицины 22 %, а среди студентов Института клинической медицины в два раза меньше — 11%. На данный процент влияют и особенности освоения отдельных дисциплин.
Необходимо отметить, что подавляющее число студентов именно медицинских вузов не просто подрабатывают. Большинство из них для трудовой деятельности выбирают те медицинские организации, где они могут не только обеспечить себе некую финансовую независимость, но и освоить и закрепить навыки и компетенции, которые в дальнейшем пригодятся в профессии. Даже студенты первых курсов, работая на должностях операторов, осваивают навыки коммуникации, выстраивания взаимодействия с будущими пациентами. Студенты 4 курса и старше, освоив большинство дисциплин и сдав экзамен на допуск к должностям среднего медицинского персонала, могут полностью раскрыть себя в будущей профессии, почувствовать в полной мере ту ответственность, которую испытывает на себе медицинский работник.
Профессия врача в основе своей предполагает бескорыстие и милосердие, и наши обучающиеся большую помощь оказывают учреждениям здравоохранения на добровольческой основе, без трудоустройства. В отдельные особо сложные периоды количество таких профессиональных волонтеров достигало 12 % от контингента обучающихся, некоторые из этих ребят, в дальнейшем пройдя адаптацию в коллективе, остались там работать.
В настоящее время ярмарки вакансий проводятся как в очном, так и в дистанционном форматах, что значительно увеличивает доступ к информации о будущих возможных работодателях. Дополняются технологии: мы приглашаем наших успешных выпускников для наглядного представления и личного знакомства с индивидуальными траекториями развития, размещаем во всех студенческих мессенджерах, чатах и локальной электронной образовательной системе информацию работодателей.
Кроме того, обучающийся и работодатель могут виртуально встретиться, оценить портфолио друг друга и обсудить все вопросы трудоустройства на платформе «Факультетус» и других подобных ресурсах.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о подработках студентов вузов, смотрите здесь.