«Именно на стыке разных направлений появляются перспективные проекты»
25 января 2023 г. 17:41

«Именно на стыке разных направлений появляются перспективные проекты»

Тип материала: Мнение
Регион: Томская область

Доцент ТПУ Сергей Туранов рассказал, как портал вуза «Витрина проектов» помогает студентам в реализации идей.

Осенью 2022 года в Томском политехническом университете запустили платформу «Витрина проектов ТПУ». Как пояснили в пресс-службе вуза, это интернет-портал, на котором научные руководители размещают свои проекты и приглашают студентов к их реализации.

Одна из основных задач такой активности — развитие проектной деятельности и междисциплинарных связей. Причем подать заявку на участие в проектах могут студенты и других вузов. Более подробно о работе портала в рубрике «Практикум» сайта Российского Союза ректоров рассказал куратор проекта, доцент отделения материаловедения ТПУ Сергей Туранов.

— Сергей, расскажите, пожалуйста, о «Витрине проектов ТПУ», как появилась идея создать такую платформу? 

— Концепция развития подходов проектного обучения в Томском политехническом университете получила новое развитие в рамках стратегической ставки «Новое инженерное образование» программы «Приоритет-2030». Я сам и большинство моих коллег используем техники практико-ориентированного и проектного обучения в своей преподавательской деятельности. Но эти подходы требовали системности. В прошлом году по инициативе Управления проректора по образовательной деятельности и Института развития инженерного образования ТПУ в лице зампроректора по образовательной деятельности Елены Кабаевой и замдиректора Института развития инженерного образования Ильи Петлина в вузе занялись системной проработкой этого вопроса. И одна из первых задач, которая сразу же появилась, — это создание единой информационной площадки, где инициаторы проектов будут их размещать и искать студентов. А студенты, в свою очередь, будут искать и выбирать научных руководителей и проекты. При этом администрация вуза сможет отслеживать этот процесс и повышать его эффективность.

Мы взяли за основу проект, реализованный сотрудниками отделения информационных технологий, и модернизировали платформу, расширив возможности использования и добавив новый функционал. Так и появилась «Витрина проектов ТПУ».

— Кто размещает проекты на платформе?

— Проекты на платформе может разместить любой желающий, у кого есть потребность в решении реальной задачи. Это может быть преподаватель, научный сотрудник, представитель административного персонала. Главное, чтобы студенты работали над проектами, которые действительно нужны. При этом, чтобы не произошло коллапса и не появлялись откровенно невыполнимые задачи, каждый проект проходит обязательную модерацию. Если все поля заявки заполнены верно, цель и задачи понятны и логичны, сроки установлены корректные — проект попадает на главную страницу платформы.

— А кто может принять участие в проектах, размещенных на портале? 

— Принять участие в проектах может любой желающий студент или аспирант Томского политехнического университета, а также студенты других вузов. Нет никаких ограничений по направлению обучения, по специализации, по уровню подготовки и так далее. Все зависит от желания студента и запроса руководителей проектов. Процедура выбора проекта очень простая и интуитивно понятная. Студент заходит на главную страницу платформы, и перед ним появляется список проектов, прошедших модерацию и открытых для выбора. На данном этапе каждый проект имеет краткое описание и фото, чтобы была понятна основная идея. Для удобства поиска можно воспользоваться системой фильтрации с помощью тегов. Например, оставить проекты, которые открыты для студентов конкретного года обучения, или проекты определенной тематики.

После того, как студент выбрал интересующий его проект, он открывает карточку, знакомится с подробным описанием, проверяет наличие вакансий, требования к участникам, если их установил руководитель, и подает заявку, кликнув на соответствующую иконку. Ему также надо будет заполнить краткую информацию о себе, чтобы руководитель мог принять решение о включении студента в команду. Как только все будет готово, заявка уходит руководителю. Если у него нет вопросов, студент становится участником команды, либо назначается собеседование, чтобы подробнее обсудить детали, оценить квалификацию и желание студента, его понимание сути проекта.

— Какие задачи призвана решить эта платформа? Размещенные на ней проекты как-то финансируются?

— Одна из основных задач данной платформы — аккумулирование, каталогизация и систематизация проектов, которые реализуются в университете. Платформа поможет студентам находить интересные темы для творческих проектов, учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы и внеучебной научно-исследовательской или проектно-конструкторской деятельности.  

Вторая важная задача — помощь в установлении междисциплинарных связей. Я считаю, что в наше время именно на стыке разных направлений появляются интереснейшие и перспективные проекты. Многие руководители нуждаются в студентах разного профиля, но не всегда знают, как их найти и организовать их работу. Теперь они могут делать это с помощью «Витрины». Нужно просто указать, кто вам нужен, и если проект интересный, студенты откликнутся. Сами студенты тоже проявляют инициативу: видят интересный проект и понимают, как могут помочь в его реализации и продвижении, а также получить образовательный результат. Даже если вакансии в проекте нет, студент может отправить заявку с описанием своих идей, и руководитель их получит и ознакомится.

Также на обязательном этапе презентации идей эксперты могут рекомендовать включить в проект дополнительные роли: программиста, маркетолога, инженера и т. д. Так появляются новые идеи, новые решения, новое видение, иногда — новые проекты. Пользы для всех участников процесса очень много: развитие проектной деятельности, появление новых команд и коллективов, реализация реальных задач, популяризация научной и инженерной деятельности, масштабирование и апробация научных, инженерных и исследовательских разработок, обмен знаниями и передовым опытом, генерация идей, выявление талантов, запуск пилотных проектов, апробация технических решений и поиск партнеров и многое другое. 

Что касается финансирования проектов, то этот вопрос решается в контексте организационных мер поддержки проектного обучения. И «Витрина проектов» — это лишь один из механизмов поддержки. В первую очередь ребята работают, чтобы получить новые, зачастую уникальные компетенции, знания и опыт. Кроме того, участие в проекте дает возможность поработать над задачей, результат которой заранее неизвестен. Именно такой вызов — найти то самое, заранее не известное решение — привлекает многих. Также не стоит забывать, что это часть учебного процесса. Но в любом случае на этапе представления идеи проекта студенты могут подготовить и обосновать смету проекта. Причем, по опыту уже представленных студентами идей проектов, финансирование нужно далеко не всегда. Им скорее нужны расходные материалы, комплектующие и услуги, на которые они просят деньги. А в университете есть база и возможности для реализации многих проектных идей, в том числе и без дополнительного финансирования. 

— Назовите несколько интересных проектов, размещенных на платформе.

— На данный момент на платформе размещено более 100 проектов из совершенно разных направлений. Здесь есть и исследовательские, и инженерные, и сервисные, и социальные, и комбинированные проекты, которые совмещают в себе разные виды. Конечно же, доминируют исследовательские и прикладные проекты примерно в равном соотношении. Но очень сложно выделить из них какие-то конкретные, так как все представленные на данном этапе проекты действительно интересные и уникальные. Лично мне, по разным субъективным причинам, очень понравились и запомнились «Импортозамещающая технология гидроксиапатита для зубных паст», «Система дистанционного биомониторинга», «Автоматизация плазменных технологий», «Рентгеновский гиперспектральный сенсор» и «Карта экологических рисков Томска в твоем телефоне». Все идеи имеют хороший уровень проработки и потенциал реальной реализации. Этот факт очень радует, мотивирует и вдохновляет!

— В каком формате студенты работают над проектами?

— Формат работы в первую очередь задается руководителем проекта и зависит от целей и задач проекта. Каждый руководитель имеет свой собственный уникальный опыт, свое видение и подходы к реализации проектов. Но вне зависимости от этого, Томский политехнический университет предлагает студентам все необходимое для работы. Это и коворкинг-зоны, и компьютерные классы, и студенческая лаборатория FabLab, где студенты могут работать над проектами будущих разработок и изготовлением первых прототипов изделий, и лаборатории подразделений университета, где есть все необходимое оборудование, а также площадки индустриальных партнеров вуза. Если же студентам чего-то не хватает, они могут обратиться к кураторам платформы. Мы постараемся сделать все возможное, чтобы им помочь.

— Как вы оцениваете активность и желание студентов участвовать в подобного рода проектах?

— На текущем, пилотном этапе реализации откликнулось более 130 студентов. Это студенты, которые выбрали проект и приступили к его реализации с помощью платформы. Уже сейчас мы получаем от них положительные отзывы и предложения по развитию. Для меня это показатель высокой вовлеченности и интереса к платформе. На представлении идей проектов я увидел только ярких, мотивированных и активных студентов — будущих инженеров, специалистов в своей области. Они отлично представляли свои презентации, защищали свою идею, отвечали на вопросы экспертов, легко вступали в диалог, грамотно реагировали на замечания и предложения. Мне кажется, это отлично демонстрирует их высокий интерес к проектной деятельности. Уже после запуска пилотных проектов стали поступать запросы от других студентов с желанием поучаствовать. А значит это только начало, и «Витрина проектов ТПУ» будет развиваться, как будут развиваться проектное обучение и проектная деятельность.

Рубрика сайта РСР «Практикум» — это возможность для представителей российских высших учебных заведений, студентов и компаний-работодателей рассказать о своих лучших практиках выстраивания научно-образовательной деятельности, а также взаимодействия между высшей школой, бизнесом и обществом. Желающие поделиться своими лучшими практиками могут прислать запрос на почту редакции сайта: rsr@raex-a.ru.