«Надо не только привлекать молодежь, но и создавать условия для уже состоявшихся специалистов»
10 октября 2023 г. 9:00

«Надо не только привлекать молодежь, но и создавать условия для уже состоявшихся специалистов»

Тип материала: Мнение
Регион: Нижегородская область

Николай Карякин, ректор Приволжского исследовательского медицинского университета

— Согласно исследованию, в отечественной высшей школе после 2010 года значительно уменьшилась доля преподавателей моложе 30 лет, и увеличился процент тех, кому больше 65 лет. Бóльшая часть педагогического состава (около 75%) занимает должность не выше доцента, которая, отмечают исследователи, «фактически является "стеклянным потолком" для многих преподавателей̆ в нашей высшей школе. При этом сокращение доли молодежи в ППС, во многом связано с почти полным исчезновением из российских вузов преподавательских кадров, занимающих должности ассистентов и преподавателей̆».

Вы согласны с указанными выводами? Насколько эти тенденции характерны для Вашего вуза? Каким образом можно (если можно и нужно) исправить сложившуюся ситуацию

Николай Карякин, ректор Приволжского исследовательского медицинского университета, доктор медицинских наук:

— В ПИМУ трудится 576 основных сотрудников профессорско-преподавательского состава, из них в возрасте до 39 лет - 174 человека. То есть 30% ППС - молодые сотрудники, в том числе 109 ассистентов и 12 преподавателей.

Общеизвестно, что дефицит молодых кадров во многом связан не столько с кадровой политикой, сколько с демографическими тенденциями. И все же,  многое - в наших силах. Например, с мая этого года мы реализуем проект по привлечению, мотивации и возможностям карьерного роста молодых сотрудников и созданию условий для их профессионального развития. Обучились по данной программе почти 100 молодых специалистов, 49 из них установлена стимулирующая надбавка в размере 15 000 или 20 000 рублей (в зависимости от наличия ученой степени). В скором времени еще 47 сотрудникам, завершившим обучение по проекту, будет установлена стимулирующая надбавка.

Конечно, материальная мотивация для молодых сотрудников очень важна,  и все же это не единственный путь их привлечения в преподавание. Например, мы поддерживаем стремление создавать собственные проекты, даем возможности для дополнительного образования бесплатно или за очень небольшие деньги - изучение иностранных языков, академическая мобильность в любые организации страны или даже мира, получение дополнительной профессии, например,  в области менеджмента, маркетинга и так далее, и многое-многое другое.

Существует ли проблема "стеклянного потолка"? Скорее да. Одна из ее причин - в неотлаженности преемственности поколений. Надо не только привлекать молодежь, но и создавать условия для уже состоявшихся специалистов. Между ними должна быть не конкуренция, а совместные цели и задачи.

Мы готовы “вкладываться” в молодежь как в основной капитал университета. Они это видят, и идут к нам. Так, только в сентябре в ПИМУ вновь трудоустроено 30 человек молодых специалистов до 39 лет.

Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о сокращении количества молодых преподавателей, читайте здесь