«Участие в пилотном проекте позволяет нам гибко адаптировать программы под новые требования»
Михаил Погосян, ректор МАИ, председатель Комиссии по развитию высшего образования и науки ОП РФ
— С 1 сентября 2023 года в России реализуется пилотный проект по изменению уровней высшего образования. Проект предполагает переход от бакалавриата и специалитета к базовому высшему образованию (срок обучения — от четырех до шести лет), от магистратуры — к специализированному высшему образованию (от года до трех), а также обновление программ аспирантуры, ординатуры и ассисентуры-стажировки. Участие в пилотном проекте принимают шесть российских вузов, в том числе и ваш. Расскажите, пожалуйста, об интересе абитуриентов к «пилотным» образовательным программам по итогам прошедшей приемной кампании?
— Интерес абитуриентов к новым программам МАИ и инженерному образованию в целом заметно растет. В этом году для поступающих в МАИ было выделено свыше 3 500 бюджетных мест, в том числе более 2 640 — на программы бакалавриата, специалитета и базового высшего образования (БВО). На них в ходе приемной кампании мы получили свыше 17 тыс. заявлений, что на 30 % больше, чем в 2022 году.
В число наиболее популярных вошли программы базового высшего образования в области авиационной и ракетно-космической техники, на которые было набрано свыше 1 160 студентов. В первую очередь это программы по авиастроению, ракетным комплексам, проектированию авиационных двигателей, интегрированным системам и системам управления летательными аппаратами и другие.
Участие в пилотном проекте по совершенствованию системы высшего образования позволяет нам гибко адаптировать учебные программы под новые требования. Так, на 1–2-м курсах, наряду с трансформацией инженерного ядра, мы перешли на углубленное освоение цифровых технологий, подкрепляя полученные компетенции реализацией конкретных проектов. На более старших курсах студенты поэтапно определяются со своей специализацией, выбирая объект проектирования, направление работы (в конструкторском бюро, на заводе или в технологическом стартапе) и профессиональную роль (конструктор, технолог, расчетчик и т. д.). Это подкрепляется реализацией инженерных проектов, интегрирующих содержание разных дисциплин. Тематики проектов формируются совместно с нашими индустриальными партнерами и направлены на вовлечение студентов в реализацию перспективных авиационных и космических программ и передовые исследования МАИ.
Для повышения конкурентоспособности выпускников МАИ на старших курсах им доступны дисциплины по перспективным технологиям, таким как материалы с изменяемыми свойствами, встроенные системы мониторинга состояния конструкций из композиционных материалов, методы искусственного интеллекта и суперкомпьютерного моделирования и т. д. Отдельного внимания заслуживают модули, формирующие компетенции комплексного инженера в части ведения бизнес-процессов, управления проектами и гуманитарного мышления. Это позволяет интегрировать конструкторские, цифровые, экономические и гуманитарные дисциплины в комплексную образовательную среду, в том числе для развития личностных и коммуникативных навыков инженера будущего.
Помимо программ БВО, большим интересом пользовались направления подготовки, связанные с информационными технологиями, — от задельных исследований в области искусственного интеллекта до использования методов математического моделирования в решении прикладных задач.
Свыше 520 человек приняты в рамках целевого набора, что на 30 % больше по сравнению с прошлым годом. Значительная часть — более 100 человек — поступила на сетевые программы, реализуемые МАИ совместно с региональными университетами в интересах предприятий-партнеров, в том числе АО «Решетнёв», а также Смоленского и Улан-Удэнского авиационных заводов.
Также продолжает динамично развиваться программа подготовки инженеров нового поколения для отечественного авиапрома «Крылья Ростеха». В этом году мы приняли на обучение 96 человек со средним баллом 79,7. Всего обучение по этой программе проходят 275 студентов МАИ. На базе опыта МАИ данная программа тиражирована и в других вузах страны, что в целом говорит о заинтересованности молодежи в построении карьеры в авиастроении и востребованности системы подготовки комплексных инженеров со стороны индустрии.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос об итогах набора по «пилотным» программам высшего образования, смотрите здесь.