На форуме в ТГУ обсудили будущее высшего образования
17 ноября 2023 г. 11:06

На форуме в ТГУ обсудили будущее высшего образования

Тип материала: Новость
Регион: Томская область

Главной темой стал пилотный проект образовательной реформы

В Томском государственном университете (ТГУ) накануне Дня преподавателя высшей школы стартовал Второй томский форум «Преобразование образования». В нем в очном и дистанционном формате принимают участие более 600 человек. Представители российских образовательных организаций будут обсуждать управленческие стратегии и экспериментальные практики формирования новых контуров российской системы образования, сообщает пресс-служба ТГУ.

Главной темой форума в 2023 году стал пилотный проект Минобрнауки России по изменению уровней профессионального образования и то, как эта трансформация изменяет роль университетов в решении национальных задач развития. ТГУ — один из шести вузов – участников этого проекта.

Открыла форум пленарная экспертная панель «Трансформация высшего образования. Контексты, значимые направления, ключевые ставки». К площадке онлайн подключился министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

«На текущем этапе требуют обсуждения три задачи, равно значимые для высшего образования. Первая задача — подготовка высококвалифицированных кадров под текущие и перспективные рынки труда. Вторая задача — формирование национальной идентичности, обеспечение единства поколений на культурном и ценностном уровне. И третья задача — обеспечение технологического лидерства, или суверенитета страны. Надеюсь, в рамках форума профессиональному сообществу удастся поразмышлять над этими задачами и, возможно, предложить какие-то варианты решения», — сказал Валерий Фальков. 

На открытии форума заместитель губернатора Томской области по научно-технологическому развитию Людмила Огородова отметила, что томские университеты — драйверы развития федеральной и региональной научно-технологической повестки. Также на экспертной панели выступили ректор ТГУ Эдуард Галажинский, ректор МАИ Михаил Погосян, ректор МИСИС Алевтина Черникова, ректор МПГУ Алексей Лубков, проректор БФУ им. И. Канта Ирина Фильченкова, а также заместитель председателя СПКФР и член правления РСПП Диана Маштакеева.

«Сегодня мы хорошо понимаем, что работодатели не удовлетворены качеством образования. И поэтому пришло время настроить университеты на логику развития экономики. Но при этом важно не потерять связь с фундаментальностью. Профессиональному сообществу представлен уникальный шанс спроектировать в ближайшие годы систему высшего образования, в которой нам предстоит жить. Это время не только на обсуждения, хотя и они очень важны, но и на эксперименты, которые позволят выявить лучшие практики», — подчеркнул ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

«В пилотном проекте вузы экспериментируют с вариативными сроками обучения и вариативными результатами. Новым для системы является то, что университетами создаются условия для ускоренного выхода на рынок труда. Одно из значимых текущих преобразований — это задача по подготовке молодых людей к успешной деятельности в становящихся индустриях, рынках будущего, в отраслях, в которых система деятельности еще только складывается. Какие условия должны быть созданы в системе высшего, да и не только высшего образования, чтобы качественно реализовать эту задачу? Какие практики уже сегодня существуют в образовательных организациях? Эти вопросы мы будем обсуждать на площадках форума "Преобразование образования"», — сказала заместитель проректора ТГУ по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ Елена Суханова.

В продолжение работы площадки ректоры вузов – участников проекта по совершенствованию системы высшего образования представили модели пилотных образовательных программ. Тему пилотных программ продолжили кейс-лаборатории «Экспериментальные программы университетов-участников пилотного проекта», где об особенностях проектирования и реализации программ рассказали сами разработчики и преподаватели. 

В следующие дни форума на экспертных панелях представители российских университетов обсудят концепты, модели и инструменты, которые продуктивно использовать в качестве ресурсов трансформации образования. Отдельные дискуссии посвящены механизмам независимой оценки квалификации в новой модели высшего образования, цифровым решениям в образовании, а также потенциалу микростепеней и микроквалификаций.

ФОТО: Пресс-служба ТГУ