Готовность студентов работать по специальности после выпуска связана с рынком труда
27 ноября 2023 г. 15:57

Готовность студентов работать по специальности после выпуска связана с рынком труда

Тип материала: Новость
Регион: -
Источник: СМИ и другие медиа

Исследование от Финансового университета

Более трети студентов российских вузов и колледжей не определились, будут ли они работать по специальности после завершения обучения или нет, заявила директор Центра перспективных исследований и разработок в сфере образования Финансового университета при Правительстве РФ Наталья Киселёва на томском форуме «Преобразование образования». В рамках своего доклада «Работа по специальности: притягивающие и выталкивающие факторы» она представила результаты опроса студентов вузов и программ СПО, в котором приняло участие более 26,5 тыс. человек из Красноярского края и Центрального федерального округа.

Согласно результатам опроса, более трети респондентов (38,5 %) отметили, что еще не определились, будут ли они работать по специальности после выпуска или нет. Еще 36,9 % из опрошенных планируют работать по получаемой специальности, а 17,6 % — намерены работать по другой специальности.

При этом, как заметила Наталья Киселёва, готовность студентов работать по профессии не связана с курсом обучения или уровнем образования. Так, среди студентов СПО уверены, что будут работать по специальности всего 17 % респондентов, среди студентов бакалавриата — 13 %, магистратуры — 23 %. Исключение составляет специалитет, где больше половины от опрошенных (46 %) отметили, что планируют работать именно по специальности. По словам Натальи Киселёвой, это связано с тем, что специалитет включает в себя инженерно-технические, юридические и медицинские специальности, которые требуют целенаправленной подготовки для поступления.

В то же время опрос показал, что на готовность студентов работать по специальности значительно влияет рынок труда. Только 20,3 % из опрошенных отметили, что их ожидания от рынка труда полностью удовлетворены, у 73,3 % — лишь частично удовлетворены, у 6,4 % — совсем не удовлетворены. «Ключевой проблемой, когда молодежь начинает критично оценивать свое образование, является низкий уровень заработных плат, которые предоставляет им рынок труда. То есть вклад системы образования, который они на себе ощущают, является недостаточным для того, чтобы работать по специальности, если рынок труда не предоставляет им той достойной оплаты, на которую они претендуют», — подчеркнула Наталья Киселёва.

По мнению обучающихся, в топ-7 отраслей с самой высокой зарплатой входят: инженерно-техническая сфера, добывающая промышленность, сфера государственного и муниципального управления, финансы, медицинская сфера, торговля и обрабатывающая промышленность. Именно в эти сферы стараются трудоустроится студенты, чтобы получить более оплачиваемую работу. При этом около 20 % молодых людей стремятся получить дополнительную квалификацию в тех профессиях, которые считают доходными, заметила Наталья Киселёва.

В завершение выступления она отметила факторы, притягивающие студентов в профессию: это осознанный выбор специальности, выбор востребованной специальности, производственно-ориентированная форма взаимодействия учебных заведений с работодателями, участие работодателей в проведении занятий, развитый рынок труда региона.

К выталкивающим факторам относятся: низкая профориентационная работа со школьниками и студентами, выбор невостребованной профессии, не соответствие качества образования запросам и требованиям вакансий, пассивная форма взаимодействия с работодателями, низкий доход студентов, отсутствие возможностей для дополнительного профессионального образования.

ФОТО: Unsplash.com