Валерий Фальков обсудил с ректорами вузов реформу высшего образования
В Минобрнауки считают, что концепцию реформы удалось выстроить
На территории центра «Сириус» 27 ноября состоялась встреча министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова с ректорами российских вузов, на которой обсуждалась реформа системы высшего образования. В Минобрнауки считают, что концепцию реформы удалось выстроить, и теперь поддержать ее должны ректоры, сообщает газета «Коммерсант».
Так, Валерий Фальков отметил, что бакалавриат в нынешнем виде не воспринимается как целостное и самодостаточное высшее образование, а работодатели склонны считать «полным» только «комплект» бакалавриата и магистратуры. Поэтому выпускник бакалаврской программы вынужден поступать в магистратуру ради «завершения» высшего образования, хотя программы магистратуры зачастую дублируют программу бакалавриата.
Программа базового высшего образования, в отличие от бакалавриата, должна быть достаточной для выхода на рынок труда, подчеркнул Валерий Фальков. Практичное и фундаментальное базовое высшее образование должно предусматривать индивидуальные образовательные программы и гибкие сроки подготовки.
Кроме того, как отметил Фальков, магистратура «не состоялась» из-за недостатка кадровых, инфраструктурных и образовательных ресурсов, а число реализуемых в России магистерских программ неадекватно высоко (в 451 из 489 государственных вузов реализуются программы магистратуры). В свою очередь, специализированное высшее образование, по словам Валерия Фалькова, будет двух типов — «исследовательского» и «профессионального». Исследовательское предусмотрено для тех, кто планирует дальнейшую академическую деятельность, а профессиональное — для тех, кому требуются дополнительные углубленные знания в профессии. При этом «исследователей» будет полностью финансировать государство, а «профессионалов», возможно, работодатель.
Новая модель, отметил министр, должна соответствовать не только отечественным, но и мировым трендам развития образования. Фальков также заметил, что сегодня российское высшее образование не является передовиком в области цифровизации, и использование вузами искусственного интеллекта требует серьезного развития. Зато число иностранных студентов в России неуклонно растет — правда, в основном за счет граждан стран Азии и Африки.