Эксперты НИУ ВШЭ выяснили, как россияне выбирают высшее образование
Большинство семей хотят, чтобы их дети получили вузовский диплом
Эксперты Института образования НИУ ВШЭ и «Яндекс» провели исследование, которое показало, как российские семьи выбирают высшее образование. Об этом сообщает пресс-служба вуза.
Отмечается, что эксперты проанализировали сотни исследований и данных социологических опросов. По результатам они подготовили обзор «Ценности, факторы и последствия выбора высшего образования в России». В нем говорится, что Россия сегодня является одним из мировых лидеров по охвату третичным (то есть средним профессиональным и высшим) образованием и находится на среднем уровне по доступности высшего: 29 % молодежи в возрасте 17–25 лет охвачены местами в вузах (бакалавриат и специалитет). При этом большинство российских семей (77 %) хотят, чтобы их дети получили вузовский диплом.
На вопрос «Зачем идти учиться?» 67 % россиян ответили, что высшее образование помогает найти высокооплачиваемую работу, а 45 % — стать востребованными специалистами. При этом родители в первую очередь ценят в высшем образовании возможность найти хорошую работу и добиться жизненного успеха, тогда как для студентов также важно развитие собственных интересов и получение новых знаний.
Мотивация при выборе вуза и специализации связана с желанием улучшить карьерные перспективы и укрепить социальный статус. Качество и финансовая доступность — важные мотивы выбора вуза в России. Самые популярные мотивы выбора специальности связаны с перспективой получить интересную работу, академической самооценкой и высоким заработком. Для большинства абитуриентов выбор направления подготовки важнее выбора вуза.
Эксперты также отмечают, что в России двое из трех школьников принимают решение, будут ли они получать высшее образование, еще до девятого класса. Чем раньше принимается решение о получении высшего образования, тем выше шансы успешно окончить вуз. При этом обдуманный выбор специализации и университета снижает риск неудовлетворенности и способствует успешной учебе. Самые важные источники информации при поступлении — сайты и мероприятия вузов, родственники и знакомые, а также карьерное консультирование. В России о вузе абитуриенты узнают прежде всего из интернета, а в выборе профессии доверяют информации от знакомых и родных.
«Куда податься после окончания школы — это выбор с высокими ставками. Российские родители тратят огромные ресурсы на подготовку своих детей к поступлению в вуз, при этом недооценивают важность инвестиций в профессиональную ориентацию и зрячий выбор образовательной траектории», — рассказала научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Шибанова.
Также выяснилось, что абитуриенты плохо представляют свои карьерные перспективы. Несмотря на широту выбора, почти 40 % абитуриентов подают документы только в один вуз. Ожидания относительно будущей зарплаты у студентов завышены: в реальности после выпуска они будут получать в среднем на 30–40 % меньше, чем думали. Несмотря на расширение возможностей для гибких образовательных траекторий, традиционное очное обучение — самый привлекательный формат высшего образования. И абитуриенты, и родители в целом скептичны в отношении дистанта, но готовы рассматривать современные цифровые альтернативы. При этом 55 % студентов изменили бы свой выбор, если бы им представилась такая возможность, то есть сменили бы вуз или специальность, или не стали бы вообще поступать в вуз.
Кроме этого, гендерные и социальные факторы также влияют на выбор вуза и специальности. Женщины чаще выбирают гуманитарные направления, мужчины — технологии и IT. Региональное положение и достаток играют роль в доступе к высшему образованию. Жители малых городов и сельских районов чаще сталкиваются с ограничениями при поступлении, в отличие от жителей крупных городов.
«Пока есть социальное расслоение, будет существовать и образовательное неравенство, в том числе связанное с выбором траектории обучения. Богатые и бедные семьи по-разному воспринимают риски и издержки получения высшего образования. Поэтому даже при одинаковой успеваемости дети делают разный выбор в зависимости от материального и образовательного уровня своих родителей», — подчеркнул директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.
Отмечается, что различия в выборе приводят к разным шансам на успех в жизни. Образованные люди в России зарабатывают почти в два раза больше, чем имеющие только среднее образование. Еще один плюс высшего образования — благополучие и здоровье. Диплом вуза помогает чувствовать себя увереннее, испытывать меньше стресса и в целом быть более счастливым и довольным жизнью.