Ректор МАИ: Университет участвует в реализации ключевых авиационных программ
В МАИ представили результаты работы за 2023 год по «Приоритету-2030»
Команда Московского авиационного института 2 декабря рассказала о результатах работ, проведенных в 2023 году в рамках участия в специальном треке «Территориальное и/или отраслевое лидерство» программы «Приоритет-2030». Ежегодный отчет о реализации программы развития университета был представлен Совету по грантам в Министерстве науки и высшего образования России, сообщает пресс-служба вуза.
Ректор МАИ Михаил Погосян сообщил, что трансформация модели МАИ связана с тесным взаимодействием с индустрией и существенным увеличением НИОКР по реальным отраслевым проектам, обеспечивающим технологическое развитие экономики:
«Ежегодный объем работ увеличился более чем на 40 %. Университет участвует в реализации ключевых авиационных программ: SJ-100, МС-21, ШФДМС, ТВРС-44, в проекте сверхзвукового самолета и других. Развитие программ серийного производства малых космических аппаратов, Российской орбитальной станции, многоразовых ракет-носителей, внедрение технологий управления проектами, цифровой трансформации, реализация комплексных программ ДПО позволили сформировать в индустрии новые подходы к разработке перспективных программ.
Мы реализуем комплексный подход к развитию рынка беспилотных авиационных систем (БАС). Формирование эффективных моделей применения БАС, создание беспилотных летательных аппаратов на базе отечественных компонентов, сокращение сроков сертификации, подготовка кадров являются ключевыми направлениями работы МАИ для формирования и развития нового рынка. Сегодня нами создан фундамент для дальнейшего развития в 2024 году комплексных программ взаимодействия с индустрией по внедрению перспективных технологий и трансформации образовательных программ».
Кратко об итогах
В МАИ отмечают, что в 2023 году в рамках стратегического проекта «Будущие аэрокосмические рынки — 2050» вуз выполнял востребованные индустрией работы в области формирования цифровой среды разработки, сертификации, производства и эксплуатации авиационной техники. Выполнен комплекс работ в интересах предприятий ПАО «ОАК»: разработана цифровая платформа весового проектирования (информационная система для анализа и контроля весовых характеристик перспективных летательных аппаратов), проект по формированию цифрового паспорта изделий, создан комплекс расчетных методик и математических моделей, в том числе для описания течений в окрестности маршевой и вспомогательной силовых установок и воздействия поражающих факторов при разлете пневматики колес самолета SJ-100. Создаваемая единая цифровая среда позволяет существенно сократить сроки и стоимость разработки и сертификации авиационной техники, сообщают в МАИ.
Университет также выполнял работы в области разработки, производства и испытаний опытных агрегатов и систем, в первую очередь в интересах программы SJ-100. МАИ разработал в интересах АО «Гидравлика» готовые к серийному производству агрегаты и узлы гидравлической системы самолета и сопровождает сертификационные испытания системы. В интересах ПАО «МИЭА» университет разработал систему контроля перекоса механизации крыла, испытания которой были проведены на базе собственного стендового комплекса. В настоящее время осуществляется сопровождение испытаний системы уже в составе комплексной системы управления на стендах заказчика и в летных испытаниях.
По направлению проектирования конструкций из композиционных материалов в МАИ в интересах ПАО «ОАК» на базе расчетно-экспериментальных исследований разработаны методика расчета усталостной прочности полимерных агрегатов планера самолета SJ-100, а также проект программы испытаний для определения механических свойств различных композиционных материалов. Проведенная оценка механических свойств полимеров позволит МАИ уже в следующем году разработать отечественные методики ремонта эксплуатационных повреждений. Изучение свойств композиционных материалов позволит спрогнозировать поведение материалов в эксплуатации и сократить объем ресурсных испытаний планера на 50 %, отмечают в университете.
В области создания систем для перспективных космических аппаратов (КА) в МАИ в интересах АО «ЦНИИмаш» разработан проект системы разделения ускорителей первой и второй ступеней перспективной ракеты-носителя без использования пиросредств. В интересах АО «РЕШЕТНЁВ» разработан эскизный проект имитатора электроракетного двигателя (ЭРД) для КА. Созданы и прошли испытания опытные образцы ЭРД для малых КА и микроЭРД для КА типа CubeSat (для АО «ЦНИИМмаш», ООО «Спутникс» и ООО «ЦПВТ»).
В рамках стратегического проекта «Аэромобильность» МАИ формирует комплексные модели применения беспилотных авиационных систем и услуги на их основе. Университет разработал более 15 собственных комплексов, в первую очередь в интересах сельского хозяйства. Комплексный подход университета к развитию аэромобильности дополняют работы на базе собственного испытательного полигона на аэродроме МАИ Алферьево и Сертификационного центра БАС, аккредитованного Росавиацией.
ФОТО: Пресс-служба МАИ