Ученые ТГУ определили ценностные ориентиры российских студентов
5 декабря 2023 г. 18:04

Ученые ТГУ определили ценностные ориентиры российских студентов

Тип материала: Новость
Регион: Томская область

Были проанализированы открытые данные социальных медиа

Ученые Томского государственного университета определили ценностные ориентиры российских студентов с помощью анализа открытых данных социальных медиа. Выяснилось, что чаще всего студенты обсуждают роль и отношения мужчины и женщины, родительство, праздники в кругу семьи, родственные связи, сообщает пресс-служба вуза.

В ТГУ отмечают, что изучение ценностных ориентиров студентов — один из проектов лаборатории прикладного анализа больших данных университета. Объектами исследования стали цифровые следы — посты, репосты, лайки, комментарии из вузовских пабликов в социальной сети «ВКонтакте». Анализ Big Data проводили с использованием российской платформы PolyAnalyst.

Исследовательская работа ведется в рамках стратегического проекта ТГУ «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества» при поддержке программы «Приоритет-2030». По словам руководителя проекта, научного сотрудника лаборатории Юлии Александровой, в исследованиях, связанных с человеком и обществом, существует проблема: при сборе данных люди не хотят отвечать на анкетные вопросы, они всячески избегают социологических опросов.

«Разработанная нами технология позволяет преодолеть ограничения опросных методов и провести исследование по открытым данным: собрать, обработать и проанализировать большие массивы информации. Наш инструментарий позволяет объединить исследователей, создать сеть по всей стране и проводить совместные прикладные социально-гуманитарные исследования, результаты которых можно будет использовать для решения важных государственных задач», — рассказала она. 

Исследование охватило 674 университета из всех федеральных округов. Сначала ученые выбрали в социальной сети «ВКонтакте» 9 239 университетских пабликов, разделив их на две группы — официальные, то есть созданные сотрудниками или подразделениями вуза (53 %), и неофициальные, организованные самими студентами и выпускниками (47 %), это позволяет понять разницу в обсуждаемых тематических направлениях. Затем изучили открытые данные, опубликованные в профилях студентов и в текстах в обеих группах пабликов. В профилях подписчиков обращали внимание на пол, возраст, родственные отношения, семейный статус и наиболее важные человеческие качества. 

Анализ студенческих профилей «ВКонтакте» показал, что для большинства российских студентов (36,68 %) главным в жизни являются семья и дети, на втором месте по популярности (33,84 %) — саморазвитие. На третьем месте — совершенствование мира (9,64 %), на четвертом — развлечения и отдых (5,27 %). Карьера и деньги (5,20 %) оказались на пятой строчке ценностного рейтинга российской молодежи. 

При анализе текстов пабликов ученые выделили тематики комментариев и постов, по лайкам отслеживали интерес и эмоциональные оценки студентов на публикуемый контент. Выяснилось, что российские студенты чаще обсуждают и комментируют роль и отношения мужчины и женщины, родительство, праздники в кругу семьи, родственные связи, причем, большинство воспринимает университет как семью.

На следующем этапе проекта исследователи планируют изучить другие ценности российских студентов, например, знания и патриотизм, а также запустить проектные ценностные хакатоны, где на основе анализа ценностных ориентиров дашборда студенты будут формировать свои внеучебные мероприятия и активности.

ФОТО: Unsplash.com