«Важно воспитывать культуру применения высоких технологий»
Евгения Карловская, и. о. ректора БелГУ
— Московский городской педагогический университет разрешил студентам использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ) при подготовке выпускных квалификационных работ. А в вашем вузе готовы к такому шагу? Если да, то с какими ограничениями? Как это может сказаться на качестве ВКР?
— Одна из ключевых задач образовательной политики университета — формирование у студентов самых продвинутых компетенций. Мы обеспечиваем максимально возможные для этого условия. Тема искусственного интеллекта в гуманитарных исследованиях с преломлением в практику общего и высшего образования — наш новый приоритет развития педагогического образования в кооперации с Восточно-Китайским педагогическим университетом.
Технологии искусственного интеллекта эффективны для многих сфер деятельности в поиске, анализе и генерации информации, и, безусловно, их применение может содержательно повысить качество выпускной квалификационной работы. Но надо отдавать себе отчет, что это только инструмент, который не может и не должен заменить человеческую идентичность. А ВКР — работа, которая выполнена обучающимся и демонстрирует уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. Потому подмена результатов деятельности выпускника, демонстрирующих уровень его подготовленности, результатами генерации искусственного интеллекта недопустима!
Запретить или разрешить использовать ИИ — это декларация. Студенты народ прозорливый и могут найти множество способов применения данной технологии, явно или скрытно. Ведь искусственный интеллект, в некотором смысле, высокотехнологичная шпаргалка, а шпаргалки были, есть и будут. В таких вопросах важнее воспитывать культуру применения технологий и понятным образом осуществлять контроль соблюдения принятого «этикета».
Можно сформировать всевозможные регламенты, ограничения и проверочные процедуры допустимости применения ИИ, однако при выполнении любой работы на первом месте должна стоять честность прежде всего перед самим собой. Мы стараемся формировать такую культуру, и уверены, что она будет способствовать всестороннему развитию студента как личности и как профессионала своего дела.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос, разрешают ли вузы использовать студентам нейросети при подготовке выпускных дипломных работ, смотрите здесь.