«Прежние методы и подходы к оценке знаний студента оказываются не вполне показательными»
Сергей Синельников-Мурылев, ректор ВАВТ
— Студент одного из ведущих московских вузов написал диплом с помощью чат-бота ChatGPT за сутки. Работа, по словам молодого человека, набрала 82 % оригинальности и прошла проверку на антиплагиат. Насколько опасен, на ваш взгляд, этот прецедент — как он может сказаться на проверке оригинальности работ студентов? Какие меры противодействия здесь вы считаете действенными?
— Это далеко не первый пример того, как развитие современных технологий бросает вызов системе образования. Нам кажется принципиально важным рассматривать это именно как вызов, а не как опасность. И важно не пытаться закрыться от подобных процессов — это по определению невозможно. Нам нужно научиться работать в этих новых условиях.
В свое время, наряду с повсеместным активным использованием сети Интернет, остро стал вопрос о правомерности заимствований информации. Был дан вполне разумный ответ на этот вызов — появилась система «Анитиплагиат». Со множеством оговорок и при грамотном применении возможностей этой системы мы вполне могли оценить степень оригинальности текста и адекватность использования тех или иных внешних источников информации для подготовки выпускной/дипломной/научной работы.
В данном примере про чат-бот ChatGPT речь идет о том, что прежние методы и подходы к оценке знаний и навыков студента оказываются не вполне показательными. Раньше мы могли судить о квалификации выпускника путем оценки его выпускной работы: способность грамотно сформулировать задачу, провести анализ проблематики, подобрать необходимые источники информации, сделать содержательные выводы и предложения. Сейчас необходимо предложить альтернативный способ проверки этих знаний и навыков. И тут вариантов множество: разбор конкретных уникальных кейсов, экзамен/опрос в режиме свободной беседы с экзаменатором по заданной проблематике и т. д.
Не сомневаюсь, что система образования сможет очень быстро найти адекватный ответ на этот новый вызов и максимально эффективно использовать возможности современных технологий на благо учебного процесса.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос об использовании возможностей нейросети для написания выпускной студенческой работы, смотрите здесь.