«Усиление творческого аспекта выпускной работы помогло бы показать грань между нейросетью и человеком»
14 февраля 2023 г. 12:10

«Усиление творческого аспекта выпускной работы помогло бы показать грань между нейросетью и человеком»

Тип материала: Мнение
Регион: Москва

Александр Безбородов, ректор РГГУ

— Студент РГГУ написал диплом с помощью чат-бота ChatGPT за сутки. Работа, по словам молодого человека, набрала 82 % оригинальности и прошла проверку на антиплагиат. Насколько опасен, на ваш взгляд, этот прецедент — как он может сказаться на проверке оригинальности работ студентов? Какие меры противодействия здесь вы считаете действенными?

— История написания дипломной работы с помощью чат-бота действительно вызвала значительный резонанс в обществе, однако представляется, что это внимание преувеличено.

Во-первых, довольно странно называть нейросеть, использующую большие данные, т. е. по-настоящему огромные массивы вербальной информации, в том числе энциклопедического и специального характера, искусственным интеллектом. Все-таки предполагается, что отличительной особенностью интеллекта является способность к творчеству, к созданию новых идей. Работа чат-бота в данный момент вообще принципиально не отличается от электронных переводчиков, которые используются повсеместно. Как электронные переводчики создают перевод, опираясь на очень большие словари, так и чат-бот создает имитацию текста, опираясь на большой корпус вербальной информации.

Во-вторых, ссылка на процент оригинальности текста, т. е. результаты проверки «Антиплагиатом», в данном контексте тоже вызывает недоумение. То, что чат-бот имитирует оригинальный текст, опираясь на огромный массив данных, дает возможность избегать обвинений в некачественном и/или неуместном цитировании, что и проверяют алгоритмы «Антиплагиата». Более того, механизмы проверки «Антиплагиата» также не безупречны, что хорошо видно на массиве дипломных работ на разные темы гуманитарной направленности. Безусловно, прецедент использования чат-бота показывает, что и сами механизмы проверки «Антиплагиата» нуждаются в совершенствовании.

Переходя же к сути вопроса, необходимо отметить, что не стоит преувеличивать важность и опасность данного прецедента. Так, известно о явлении «купленных» работ, что, конечно, роняет общий уровень научного исследования и профанирует выполнение квалификационных требований, однако воспринимается как неизбежное зло. Прецедент с чат-ботом является просто еще одной гранью проблемы недобросовестных исследований.

Однако хотелось бы обратить внимание так же и на то обстоятельство, что об истории написания диплома при помощи чат-бота стало известно от самого автора работы. С поправкой на род деятельности автора (он является блогером) вызывает сомнение стопроцентная правдивость рассказанной им версии событий. Кажется вполне вероятным, что ради публичной огласки и популярности в среде своих подписчиков автор мог несколько преувеличить участие чат-бота в работе.

Что же касается мер противодействия использованию нейронных сетей в студенческих работах, то помимо указанной выше необходимости доработать и, возможно, даже отчасти изменить алгоритмы работы системы «Антиплагиат», представляется полезным подумать об изменении формата выпускной квалификационной работы студента. Возможно, усиление не реферативного, а творческого, прикладного аспекта этой работы помогло бы снова показать ту грань, которая есть между нейросетью и имитацией сознания и творчества, с одной стороны, и живым человеком-создателем с другой.

Возможные меры противодействия Российский государственный гуманитарный университет планирует обсудить на круглом столе в ближайшую пятницу, 17-го февраля, с привлечением всех вовлеченных неравнодушных лиц: представителей академического сообщества — как гуманитарной, так и технической его части, ведь проблема действительно оказывается на стыке гуманитарного и технического знания — в том числе и специалистов в области искусственного интеллекта и нейросетей, журналистов, а также преподавателей высшей школы и студенческого сообщества.

Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос об использовании возможностей нейросети для написания выпускной студенческой работы, смотрите здесь.