«Условия современного мира требуют модернизации традиционных форм аттестации специалиста»
Андрей Еремин, ректор Саратовского ГМУ
— Студент одного из ведущих московских вузов написал диплом с помощью чат-бота ChatGPT за сутки. Работа, по словам молодого человека, набрала 82 % оригинальности и прошла проверку на антиплагиат. Насколько опасен, на ваш взгляд, этот прецедент — как он может сказаться на проверке оригинальности работ студентов? Какие меры противодействия здесь вы считаете действенными?
— Внедрение систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине — один из важнейших современных трендов мирового здравоохранения. Одна из его целей, это, например, анализ взаимосвязи между методами профилактики или лечения и результатами лечения пациентов. Уже успешно разрабатываются, в том числе в Саратовском ГМУ, и применяются на практике различные программы ИИ, которые проводят диагностику процессов, разработку протоколов лечения, лекарственных средств и мониторинг состояния пациента.
Информационные технологии призваны повышать КПД деятельности человека. Роль искусственного интеллекта связана с его возможностями обработки большого количества информации, для того чтобы повысить качество, скорость, объем, но не заменить человека-специалиста. Современный уровень образования предполагает широкое использование информационных технологий, а их освоение — необходимое требование к компетентности специалиста.
Но здесь как раз кроется большая опасность, и по сути прецедент с использованием чат-бота, позволившего написать квалификационную работу с 80 %-ой оригинальностью, закономерен. Чат-бот с искусственным интеллектом способен в короткие сроки обработать большее количество информации, чем человек, и быстрее, приумножая, например, слова-синонимы и меняя их местами, создавать большие тексты, что и было продемонстрировано.
Студент показал свой навык умения работы с новыми технологиями, принцип правильного построения задач. Фактически его багаж знаний на основе одной работы проверен не был. Это означает лишь одно — изменившиеся условия современного мира требуют модернизации традиционных форм аттестации специалиста. В частности, их большей практикоориентированности, моделирования ситуаций планируемой профессиональной деятельности, в которых будущий специалист должен будет продемонстрировать свои компетенции «здесь и сейчас» в режиме реального времени.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос об использовании возможностей нейросети для написания выпускной студенческой работы, смотрите здесь.