«Вполне закономерно, что теперь ИИ влияет на образование»
Александр Тормасов, ректор Университета Иннополис
— Студент одного из ведущих московских вузов написал диплом с помощью чат-бота ChatGPT за сутки. Работа, по словам молодого человека, набрала 82 % оригинальности и прошла проверку на антиплагиат. Насколько опасен, на ваш взгляд, этот прецедент — как он может сказаться на проверке оригинальности работ студентов? Какие меры противодействия здесь вы считаете действенными?
— Это ИИ-решение заслуживает пристального внимания, однако оно не несет критической угрозы конструктам современного образовательного процесса и не требует кардинальных мер в виде запретов и значительных ограничений. При этом сейчас можно предпринять ряд шагов, чтобы вновь появившийся инструмент мог принести пользу образовательному процессу.
Во-первых, необходимо признать существование данного инструмента и тот факт, что запретить его невозможно, поскольку проследить его использование студентом достаточно проблематично.
Во-вторых, ChatGPT — вполне логичный этап развития технологии ИИ (искусственный интеллект), и мы можем ожидать, что данные технологии и далее будут развиваться в различных сферах. Вполне закономерно, что теперь ИИ влияет на образование. Верится, что технологии ИИ тоже могут помочь сделать обучение качественнее.
В связи с этим необходимо изучить функциональные возможности данного инструмента и определить, каким образом он может быть использован в образовательном процессе. Например, СhatGPT сможет взять на себя некоторые рутинные задачи как студентов, так и преподавателей. Это позволит уделить время обучению уникальным навыкам, творческому подходу, нестандартному видению проблемы.
В нынешнем исполнении ChatGPT не способен составить конкуренции человеку. Задания, выполненные ИИ, не отличаются высокой точностью даже с точки зрения отражения всем известных фактов. Индивидуализация образовательного процесса, более повсеместное внедрение устных испытаний, а также внедрение задач, требующих более творческого подхода, позволит вывести алгоритмы ИИ из уравнения академической успеваемости, оставить за скобками несанкционированную помощь цифрового помощника и повысить ценность выпускника, способного решать задачи нестандартно.
Отвечая на вопрос о том, какие меры противодействия могут быть использованы, то можно прибегнуть к тем же инструментам, которые сейчас уже используются на примерах борьбы с плагиатом или же со списыванием.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос об использовании возможностей нейросети для написания выпускной студенческой работы, смотрите здесь.