«В Томском политехе в течение первого года идет выравнивание знаний по физике»
Дмитрий Седнев, ректор ТПУ
— В 2020 году Минобрнауки России разрешило абитуриентам самостоятельно выбирать, какой экзамен сдавать для поступления на ряд направлений — ЕГЭ по физике или информатике. Инженерные направления оказались в этом списке. По данным Рособрнадзора, в 2020 году госэкзамен по физике выбрали 139,5 тыс. выпускников, в 2021 году — 128 тыс., а в 2022 — всего 100 тыс.
В результате получаются очень разношерстные группы первокурсников, которые сложно одинаково обучать, и требуется семестр или год для выравнивания поступивших до общего уровня. Среди возможных решений этой проблемы предлагается зачисление на инженерные факультеты по результатам не двух, а трех ЕГЭ — по профильной математике, информатике и физике. На ваш взгляд, насколько заметно и быстро такое решение может сказаться на уровне знаний абитуриентов по физике? По практике приема в вашем вузе наблюдаете ли вы снижение подготовленности поступающих по этой дисциплине?
— Результаты приемной кампании в вузы России, мы это подтверждаем и своим опытом, показывают, что с каждым годом выпускники школ все реже выбирают сдавать физику. В 2022 году в Томской области количество школьников, которые сдавали физику, было меньше, чем число бюджетных мест в вузах, где нужны результаты ЕГЭ по этому предмету. Это устойчивый тренд последних лет.
Ситуация с выбором предметов позволяет школьнику просто забыть о существовании физики на два года перед поступлением, потому что работает логика «не сдаю — не учу». Конечно, выпускники школ охотно выбирают информатику, потому что сдать ее легче. А физика провалилась еще глубже. Но ведь это не взаимозаменяемые предметы. Физика дает базовое понимание мира наравне с химией, биологией. А информатика — это язык, на котором это понимание описывается. Абитуриент инженерного вуза должен владеть и тем, и другим. Поэтому, на мой взгляд, «пакет» ЕГЭ в технические вузы должен быть из четырех предметов: физика, информатика, математика, русский язык. Если физику будет необходимо сдавать, то она вернется в контур внимания и усилий абитуриента.
Но ведь проблема с физикой не только в том, что ее стали реже выбирать. Ее ведь и сдают хуже по баллам. В Томском политехе, например, в течение первого года идет выравнивание знаний по физике — это внеплановые консультации преподавателей, адаптационный курс, на котором разбираются всевозможные задачи. Да, это дополнительные ресурсы, но мы заинтересованы в уровне своих студентов и выпускников.
Но вообще ситуация с физикой — это глубинная проблема. Нужны экстраординарные усилия для ее решения. Это должен быть целый комплекс по совместной работе школ и вузов, выявлению и поддержке талантов, поиску новых моделей преподавания, популяризации естественных и технических наук и связанных с ними профессий — исследователей, инженеров, техпредпринимателей.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о ЕГЭ по физике для инженерных направлений, смотрите здесь.