Нагрузка на преподавателей вузов возросла за последние два десятилетия
10 марта 2023 г. 15:28

Нагрузка на преподавателей вузов возросла за последние два десятилетия

Тип материала: Новость
Регион: Москва

Исследование от НИУ ВШЭ.

За последние два десятилетия нагрузка на преподавателей российских вузов значительно возросла из-за увеличения количества дисциплин в расчете на одного человека. Об этом говорится в работе, подготовленной НИУ ВШЭ (142 место в международном рейтинге «Три миссии университета»/2022 и 5 место в RAEX-100/2022). Исследование основывается на данных двух опросов, проведенных в рамках Мониторинга экономики образования в 2022 году.

Так, если в 2019 году на одного преподавателя в среднем приходилось 4,6 дисциплин, то в 2021 году — 5,8. В 2019 году 12,3 % респондентов ответили, что преподают девять дисциплин и более, а в 2021 году этот вариант ответа выбрали уже 18,3 %. При этом на уровне магистратуры и аспирантуры на одного преподавателя в среднем приходится меньше дисциплин, чем на уровне бакалавриата.

Также на всех уровнях образования в среднем на преподавателей региональных вузов приходится большая нагрузка, чем на представителей профессорского-преподавательского состава московских вузов. В среднем в регионах преподаватель ведет шесть дисциплин, а в столичных вузах — пять. Авторы исследования отмечают, что на это может влиять низкий уровень заработной платы или стимулирующей части контракта сотрудников региональных вузов, что вынуждает их вести больше дисциплин. Также это может быть следствием локальной нехватки преподавателей.

Больше всего времени в работе у преподавателей занимают непосредственно аудиторные занятия — в среднем 21 ч в неделю. Значительную часть времени занимают также подготовка к занятиям (15 ч) и научная работа в вузе (13 ч).

При этом подработки (преподавание в других вузах, научная работа в других организациях, репетиторская деятельность) могут занимать в сумме до 30 ч в неделю. Около четверти респондентов (23 %) ответили, что преподают в других вузах. И чем моложе преподаватель — тем больше вероятность, что он ведет научную или преподавательскую деятельность в другой образовательной организации.

В исследовании также указывается, что с 2005 года наблюдается устойчивый тренд на снижение доли преподавателей вузов, занятых на рынке репетиторских услуг. В 2021 году только 7 % опрошенных преподавателей занимались репетиторством (18 % — в 2006). Молодые сотрудники намного чаще занимаются репетиторством (10 % в возрастной группе до 35 лет против 2 % в группе старше 60 лет). Основное направление репетиторской работы — подготовка к ЕГЭ/ОГЭ.

Ранее в проекте «Вопрос ректору» на сайте РСР ректоры высших учебных заведений рассказали, как репетиторство, осуществляемое преподавателями вузов, влияет на высшую школу.

ФОТО: unsplash.com