«Задача нашего университета — активизировать международное сотрудничество»
13 марта 2023 г. 15:00

«Задача нашего университета — активизировать международное сотрудничество»

Тип материала: Мнение
Регион: Пензенская область

Александр Гуляков, ректор Пензенского госуниверситета

Председатель Совета ректоров вузов Пензенской области, ректор Пензенского государственного университета Александр Гуляков рассказал о смене вектора международного сотрудничества и новых возможностях, которые открываются для высшей школы.

— Александр Дмитриевич, как вы оцениваете развитие образовательного сотрудничества с зарубежными странами?

— Несмотря на сложившуюся ситуацию на мировой арене, отмечу, что прошедший 2022 год стал для Пензенского государственного университета, скажем так, рекордным. В первую очередь это касается приемной кампании. Мы приняли на обучение 808 иностранцев из 30 стран мира. Впервые к нам приехали учиться ребята из Анголы, Афганистана, Кении, Панамы. Всего же у нас учатся более 2 500 иностранных студентов из 47 государств. Соотношение представительства стран такое: 60 % — из дальнего зарубежья. В первую очередь это Индия, Египет, Китай, Арабские и Африканские государства. По ближнему зарубежью — оставшиеся 40 % контингента. Лидер — Таджикистан (20 %). В этой связи задача нашего университета, и эту задачу ставит перед нами Министерство науки и высшего образования РФ, активизировать в нынешних политических условиях международное сотрудничество. Проще говоря: если от нас отвернулась Европа, то мы найдем новые контакты с Азией.

— К слову о Республике Таджикистан. Недавно вы вернулись из официальной поездки в Душанбе?

— Да. В составе делегации Пензенской области, вместе с ректорами других вузов, представителями правительства региона, министерств и ведомств, принял участие в IX конференции по межрегиональному сотрудничеству «Деловое и инвестиционное партнерство России и Таджикистана». Основная тема — активизация международного сотрудничества между Республикой Таджикистан и Россией. Мы принимали участие в пленарной сессии, в специальной секции, где затрагивались вопросы образования и научного сотрудничества.

Коллеги из вузов России высоко оценили наш опыт: в Пензенском государственном университете сейчас обучается 470 студентов из Таджикистана, мы одни из лидеров по этому показателю. Нас благодарили — это большой вклад в образовательный процесс жителей Республики Таджикистан. Если сейчас пошла новая волна активизации международного сотрудничества с Республикой, мы придали этому направлению особое значение раньше. Мы сотрудничаем с Таджикистаном с 2014 года. У Пензенского госуниверситета заключены договоры с Министерством образования и науки и министерством по труду, миграции и занятости Республики Таджикистан. У нас плотные контакты с тремя университетами: техническим, педагогическим и классическим университетом имени академика Бободжана Гафурова. Более того, наши профессора являются членами диссертационных советов педагогического таджикского университета. Ведут научное руководство, готовят кандидатов наук. У нас все конструктивно.

— Сотрудничество подразумевает обмен?

— По линии образования пока в основном мы принимаем на учебу. Что касается научного сотрудничества, то здесь да, академический обмен предусмотрен. В основном обучение для студентов из Таджикистана, впрочем, как и для других зарубежных государств, платное, но есть и бюджетная форма. Заключено международное правительственное соглашение между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном и Киргизией. Представители этих стран имеют право поступать на бюджетные места. Куда они поступают? В основном — на медицину. Но за последние 2–3 года стало много желающих поступить на технические специальности, такие как информатика, информационная безопасность, ИТ-технологии, приборостроение, радиоэлектроника. Специалисты такого профиля востребованы в странах ближнего зарубежья. Кроме того, мы наблюдаем возросший интерес к изучению русского языка. Выпускники Института международного сотрудничества, окончившие вуз по направлению «филология» (русский язык как иностранный) становятся преподавателями русского языка у себя на родине.

Наше сотрудничество носит конкретный характер. Представители нашего университета каждый год проводят в Республике Таджикистан выездные приемные комиссии. Абитуриенты сдают экзамен по школьным предметам. По конкурсу мы отбираем лучших, и они приезжают к нам в Пензу учиться.

— Как оценивают город и университет сами иностранные студенты?

— Они ценят, что в Пензе жить комфортно и безопасно. Работает и так называемая товарищеская порука, когда первые поступающие абитуриенты рассказывают другим, что в Пензе хорошо учиться. Иностранных студентов мы размещаем, как правило, в общежитиях. Буквально единицы проживают в частных квартирах. 

Есть проблемы? Есть. Все иностранцы довольны качеством образования, той студенческой атмосферой в университете и в целом в городе, но ряд наших общежитий требует современного ремонта. Этот вопрос мы будем решать. В общем и целом наши общежития в нормальном состоянии, но сегодня этого мало. Нужны современные условия, как в гостинице 3*. Отмечу, что наши партнеры по Индии и Арабским странам вкладывают свои собственные средства в ремонт общежитий, где проживают их студенты. Я считаю, что это правильный подход. 

— Пензенский государственный университет ведет обучение на языке-посреднике. Это связано с языковыми сложностями у студентов из дальнего зарубежья?

— Студенты могут поступить на подготовительное отделение и год изучать русский язык, а после приступить к освоению образовательной программы. Но представители Индии обратились к нам, чтобы образовательные программы по медицине сразу с первого года читались на иностранном языке. Тем самым экономится время. Параллельно юноши и девушки изучают русский, а лекции мы им читаем на английском языке. Мы поддержали это предложение. Но тогда встал вопрос: где взять столько преподавателей, хорошо владеющих английским языком. Шесть лет тому назад буквально три человека из профессуры Медицинского института владели английским языком. Мы начали готовить кадры, и сейчас 178 преподавателей Медицинского института, Института экономики и управления, Политехнического института, в совершенстве владеют английским и читает лекции. Если взять в процентном соотношении от контингента, то 50 %-м иностранных студентов мы читаем лекции на английском, 50 % — на русском. Это привлекательный момент нашего университета для абитуриентов из-за рубежа. А для нас — это хороший стимул. Поднимает престиж в мировом пространстве.

— Как развивается научное международное сотрудничество?

— С учетом складывающейся политической обстановки в стране и мире мы приостановили сотрудничество с рядом европейских государств. Такими как Германия, Румыния, Польша, Швеция, с ними у нас были выстроены тесные партнерские отношения: и по обмену студентов, и по научному сотрудничеству. В частной приватной беседе наши коллеги-ученые, в том числе из Германии, сожалеют о том, что так произошло.

— Направления сотрудничества также сместились?

— Да. Все университеты Пензы перестроили свое международное сотрудничество в сторону азиатских государств (Китай, Индия), арабских стран, таких как Ливан, Египет, африканских стран. Они и ранее активно шли с нами на контакт, а сейчас — тем более. Я не исключаю, что мы будем активизировать работу с латиноамериканскими государствами. Ничуть не сомневаюсь, что наука — это явление интернациональное. Неважно, где талантливый ученый родился и что он разработал. Наука — это вид деятельности, который существует в интересах всего человечества.

Текст и фото: Пресс-служба ПГУ