«Соотношение иностранных первокурсников сместилось в сторону дальнего зарубежья»
Екатерина Кудрина, и. о. ректора МГИК
— В предстоящую приемную кампанию квота приема иностранных студентов в российские вузы вырастет до 30 тыс., заявил глава Россотрудничества Евгений Примаков. В результате Россия войдет в пятерку стран-лидеров по числу студентов из-за рубежа.
Как в вашем вузе изменилось число поступивших иностранных студентов по итогам приема в 2022 году? Изменился ли состав первокурсников из-за рубежа по странам и их предпочтения с точки зрения выбранных направлений обучения?
— По итогам приема в 2022 году в институт поступило 96 иностранных граждан, включая программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Это более чем на 43 % больше, чем в 2021 году. Прежде всего, увеличилось количество первокурсников из Китайской Народной Республики — почти в 2,5 раза до 63 человек, которые составили около 2/3 иностранных граждан, поступивших на 1 курс в 2022 году.
В целом соотношение первокурсников из стран ближнего и дальнего зарубежья по сравнению с прошлым годом сместилось в сторону дальнего зарубежья. В прошлом году данное соотношение было примерно равным, теперь представителей стран дальнего зарубежья в два раза больше. Также в 2022 году на 50 % увеличилось количество первокурсников, обучающихся в рамках квоты Россотрудничества, в основном за счет представителей Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
Предпочтения первокурсников практически не изменились по сравнению с прошлым годом. Иностранным гражданам из ближнего зарубежья по-прежнему наиболее интересны такие направления подготовки, как актерское искусство, режиссура кино и телевидения, вокальное искусство, музыкальное искусство эстрады, а также хореографическое искусство. Первокурсники из дальнего зарубежья, в частности из Китая, традиционно предпочли музыкознание и музыкально-прикладное искусство, хореографическое искусство как направления подготовки.
По итогам приема 2023 ожидается очевидное сохранение тенденции к увеличению количества первокурсников — граждан Китайской Народной Республики и, соответственно, увеличение количества иностранных студентов, обучающихся на «творческих» направлениях подготовки, связанных с музыкальным и хореографическим искусствами и дизайном.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос об изменениях в страновом составе первокурсников из-за рубежа, смотрите здесь.