«Нам удалось перенести акцент с ретрансляции знаний на развитие у студентов мотивации в профессиональном становлении»
22 марта 2023 г. 15:45

«Нам удалось перенести акцент с ретрансляции знаний на развитие у студентов мотивации в профессиональном становлении»

Тип материала: Мнение
Регион: Красноярский край

Интервью с проректором по учебной работе СФУ Денисом Гуцем

Модель подготовки инженеров в Сибирском федеральном университете (СФУ) была признана самой успешной образовательной практикой в России в 2022 году. Новые подходы к подготовке инженерных кадров от школы до магистратуры в вузе начали внедрять в 2017 году, когда СФУ получил статус инновационной федеральной площадки (ФИП) по инженерному направлению. Ключевыми аспектами такой модели стали формирование команды преподавателей, прикладной характер обучения и сетевое партнерство.

Более подробно о проекте в рубрике сайта РСР «Практикум» рассказал проректор по учебной работе СФУ Денис Гуц.

— Денис, расскажите, пожалуйста, почему возникла потребность в новом подходе к подготовке инженерных кадров? 

— Дефициты системных решений, дающих ответы на новые вызовы общества и экономики, в том числе региональной. Фактически это потребность в некой модели системных изменений, радикально изменяющей содержание, технологии, управление, локальную нормативную базу многоуровневого инженерного образования в вузе. Мелкие, частные, хотя и множественные решения не приводят к нужному результату и слабо жизнеспособны на длительном временном интервале жизни образовательной программы. Поэтому суть в системности.

— Какие задачи такой подход призван решить?

— Это целый комплекс задач по внедрению идей опережающего образования, разработке концепции системных изменений и модели формирования контингента абитуриентов на инновационные образовательные инженерные программы. Мы хотели, чтобы преподаватели и менеджеры образовательных программ приняли ценности инновационной деятельности как свои личные, чтобы они были мотивированы вкладывать личные ресурсы в развитие инженерного образования. Для этого были созданы и апробированы новые образовательные программы многоуровневой инженерной подготовки, разработаны новые интегрированные дисциплины. Необходимо было подготовить преподавателей для реализации разработанной модели, создать инфраструктуру.

— Чем принципиально отличается такой подход к инженерному образованию?

— Экосистема нового инженерного образования представлена в форме модели и реализована через сетевой учебный план на довузовском, бакалаврском и магистерском уровнях образования с интегрированными дисциплинами, непрерывной проектной деятельностью обучающихся, а также через подготовку преподавателя для инновационного инженерного образования и нормативной базы, определяющей эту деятельность.

Это системный подход в реализации современного инженерного образования, обеспечивающий преемственность, единые концептуальные основания, актуальность реализуемых подходов для современных вызовов и технологий. Разработаны и реализованы в учебном процессе новые интегрированные дисциплины на разных уровнях образования, введены практики обязательного участия всех студентов во внешних инженерных мероприятиях (региональных, российских и международных), реализуются социально-полезные практики студентов в виде интеллектуального волонтерства. Ведется адресная работа с ведущими корпорациями по поиску совместных интересов. Производятся экспертная оценка работы преподавателей, взаимопосещение и экспертирование занятий, анкетирование студентов и преподавателей, последующее управление с учетом результатов анкетирования (и их публичное представление) каждый семестр.

— Как ведется работа с ребятами на каждом образовательном уровне?

— На довузовском этапе нам важно сформировать контингент абитуриентов, поступающих на инновационные образовательные инженерные программы. Для этого мы привлекали школьников к совместной работе со студентами в инженерных лабораториях и над инженерными задачами и проектами, в том числе STEM (сочетает изучение естественных наук, технологий, инженерии и математики — примеч. редактора).

На первом курсе, чтобы развить проектно-внедренческие компетенции студентов, мы ввели инновационную технологию STEM-project. Она позволяет качественно изменить учебный процесс путем ввода студента в проектную деятельность с первого учебного дня, существенно меняя его мотивацию к изучению дисциплин учебного плана, обеспечивая и влияя на развитие soft skills в продуктивных коммуникациях, командности, лидерстве, поведении в конфликтных ситуациях, самостоятельной учебной деятельности. STEM-project реализуется в рамках разработанных и неоднократно апробированных образовательных модулей «Инженерный кластер», «Инженерный старт», «Инженерная лаборатория», «Командообразование», «Конфликты в командной работе», «Рефлексия». Каждый модуль имеет взаимосвязанные педагогические цели, а также результаты обучения, представленные в программах дисциплин, расписании, оценочных средствах. Осуществляется набор, подготовка и организация работ в STEM-project тьюторов из числа студентов старших курсов. Открыта сетевая магистерская программа «Инженерное образование» для популяризации достигнутых результатов среди преподавателей.

— Как вы вовлекаете обучающихся в проекты и решение реальных задач?

— Сквозная в учебном плане проектная инженерная деятельность студента лежит в его индивидуальной образовательной траектории, содержательно связана с производственными практиками и переходит на более сложный уровень дипломной работы. Проводится публичная оценка работодателем (с представлением в СМИ) защит студенческих проектов 1-3 курсов и ВКР. Для реализации такого объема проектной деятельности создан и ежегодно актуализируется Банк проектов с описанием и результатами обучения, интеграцией с другими дисциплинами, ресурсным обеспечением. Мониторинг развития проектно-внедренческой компетенции реализуется и апробирован через цифровое инженерное портфолио студента. Для обеспечения рабочего пространства проектной деятельности студентов в сложившейся культуре образовательных программ каждый семестр экспертно утверждаются проекты для студентов, а также их материально-техническое обеспечение. 

— Расскажите о сетевом партнерстве, что оно включает в себя?

— В университете созданы специальные условия для привлечения ресурсов других организаций, в том числе ведущих вузов, работодателей через договоры сетевого взаимодействия. Например, работодатели активно участвуют в экспертно-публичной оценке результатов обучения, защите отчетов по практикам и проектам 1-3 курсов, принимают экзамены. Введены новые дисциплины в учебный план, достигнута открытость образовательных программ.

— Какие специальности или направления подготовки удалось охватить новой моделью? Охватывает ли она целевиков? 

— Новая модель охватывает следующие направления подготовки: металлургия, теплотехника и теплоэнергетика, машиностроение. Все направления подготовки традиционно имеют высокий спрос на выпускников на рынке труда. Поэтому решался вопрос именно о качестве их компетенций в современных условиях, чему и был посвящен проект. Да, целевиков среди прошедших обучение за эти годы — несколько десятков. Еще есть так называемые корпоративные группы, т. е. когда работодатель вкладывается в групповые формы обучения и потом успешных студентов приглашает в себе. Целевое обучение имеет свои обязательства по окончании вуза; поэтому, конечно, целевики идут работать согласно целевому договору. В остальном пока рано говорить о профессиональной успешности выпускников, их еще немного. И нужно время на этот результат.

— Как ведется подготовка преподавателей в рамках этой модели?

— Качественные изменения невозможны без квалифицированных кадров, поэтому мы добивались того, чтобы каждый преподаватель принимал инновации как свою профессиональную ценность. Для этого были разработаны уникальные курсы повышения квалификации преподавателей, включающие стажировки у работодателей и индивидуальное сопровождение по темам, без которых не случился бы профессиональный рывок: игровые технологии, наставничество, компетентностный подход, реализация в учебном процессе STEM-технологий. Важно, чтобы преподаватели видели в процессе изменений точку собственного роста, проводили саморефлексию по итогам своей педагогической деятельности, поэтому были разработаны система отбора педагогов в проект и система стимулирования и мотивации преподавателей к инновационной деятельности, в том числе через формирование проектных команд преподавателей, финансовую и административную поддержку проекта. На совещаниях и проектировочных семинарах происходит выработка совместных смыслов деятельности и решений по отдельным вопросам инновационных действий в реальном учебном процессе с участием студентов, управленцев и работодателей. Созданы события и активности, развивающие командность и лидерство. Например, мероприятия «День CDIO» и «Семинар CDIO», которые проходили четыре раза в год. В результате сложился коллектив преподавателей, готовых к инновационной деятельности в инженерном образовании и осуществляющих ее в рамках проекта и вне его, популяризирующих идеи проекта.

— Модель подготовки инженеров в СФУ была признана самой успешной образовательной практикой в России по итогам 2021—2022 учебного года. Как вы считаете, почему вузу удалось победить?

— Прежде всего, это многолетняя работа коллектива преподавателей при значимой поддержке инноваций в инженерном образовании и личной включенности в них представителей ректората и ректора. Коллектив ФИП СФУ не стремился к победе, такая задача вообще не ставилась. Наша команда системно работала над новым результатом в образовании с постоянной внешней экспертной оценкой, честно отмечая свои удачи и промахи для дальнейшей работы. По сути реализован новый учебный процесс в созданной экосистеме инженерного образования для достижения обучающимися интегрированного результата в виде сформированных компетенций. Нам удалось перенести акцент с ретрансляции знаний на развитие у них мотивации и личностной активности в профессиональном становлении. И при этом инженерные образовательные программы обеспечены педагогическими кадрами, способными оперативно и результативно разрабатывать, и реализовывать образовательные продукты, востребованные всеми участниками процесса обучения.

— Есть ли планы по расширению этой практики?

— Для популяризации результатов ФИП СФУ разработана и реализуется магистерская программа «Инженерное образование» с партнерами, заинтересованными в подготовке кадров для инженерного образования. Готовятся программы повышения квалификации «Инженерное образование для устойчивого развития», программа переподготовки «Преподаватель инженерного образования» и стажировочная площадка «Новое инженерное образование» (поддержанная фондом В. Потанина как институциональная для развития магистратуры в конкурсе «Академический десант»), а также открытые проектные семинары, где участники проекта представляют на обсуждение решения и результаты по отдельным задачам проекта.

Рубрика сайта РСР «Практикум» — это возможность для представителей российских высших учебных заведений, студентов и компаний-работодателей рассказать о своих лучших практиках выстраивания научно-образовательной деятельности, а также взаимодействия между высшей школой, бизнесом и обществом. Желающие поделиться своими лучшими практиками могут прислать запрос на почту редакции сайта: rsr@raex-a.ru.