Проект «Мысли основоположников» — Владимир Вернадский

Второй выпуск проекта о великих мыслителях
Рейтинговое агентство RAEX продолжает публиковать актуальные и поныне мысли выдающихся представителей российской и мировой науки о совершенствовании высшего образования. Второй выпуск проекта посвящен Владимиру Вернадскому.
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) — русский и советский ученый, мыслитель и общественный деятель. Создатель научных школ (минералогия, геохимия) и науки биогеохимии. Как мыслитель известен прежде всего учением о ноосфере — новой, высшей стадии эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
Важной составляющей этой эволюции, по Вернадскому, является развитие образования, в том числе и высшего. В наиболее сжатом виде его видение этого предмета отражено в написанной незадолго до Первой мировой войны статье «Задачи высшего образования нашего времени».
«Первой, основной задачей высшего образования является быстрая и полная передача завоеваний науки и техники по возможности широким слоям молодого или взрослого населения», — отмечал Владимир Вернадский.
Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий в марте 2003 года, выступая на торжественном заседании РАН, посвященном 140-летию В. И. Вернадского, сказал: «Творчество В. И. Вернадского, без сомнения, явилось вершиной культурно-исторического развития России, в нем отразились мировоззренческие основания русского космизма, достижения российской и зарубежной науки, проявила себя интенсивно развивающаяся гуманитарная мысль. В эпоху Серебряного века русской культуры В. И. Вернадский заложил основы синтеза нового российского фундаментального мировоззрения в той мере, в которой в эпоху ее Золотого века А. С. Пушкин создал образ российского художественного сознания, ставшего отправной точкой для развития российской культуры. Как мыслитель В. И. Вернадский удивительным образом соединил в себе мощный аналитический ум ученого исследователя-натуралиста и синтетический разум эпохи становления особого феномена XX века — планетарности и глобальности. Обращение российского общества к могучему духу В. И. Вернадского — залог разрешения многих российских проблем, путь развязывания, а не разрубания гордиевых узлов развития нашего общества и государства».
Более подробно узнать, какие же важные задачи высшей школы выделял Владимир Вернадский, а также познакомиться с идеями других великих мыслителей можно по ссылке