«Мы учим студентов замечать несовершенство существующих бизнес-процессов»
5 апреля 2023 г. 15:03

«Мы учим студентов замечать несовершенство существующих бизнес-процессов»

Тип материала: Мнение
Регион: Томская область

И. о. директора Бизнес-школы ТПУ Наталья Чистякова рассказала о подготовке техпредпринимателей в вузе

В Томском политехническом университете (ТПУ) уже более 10 лет готовят технологических предпринимателей — молодых инноваторов, которые разбираются не только в технологиях, но и в бизнес-процесах. К 2022/23 учебному году для них серьезно обновили все магистерские программы, теперь они сложены по-новому — появилось больше проектной работы и возможность набирать нужные компетенции из образовательных программ.

И. о. директора Бизнес-школы Томского политеха Наталья Чистякова в рубрике сайта РСР «Практикум» рассказала, какие ключевые навыки по итогу получают выпускники направления.

— Наталья, расскажите, пожалуйста, кто же такой «технологический предприниматель» и чем он занимается? 

— Технологический предприниматель, в видении Томского политехнического университета, — это человек, который создает и продает технологические решения. И при этом готов брать на себя ответственность и риски за них. 

Это системно мыслящий человек, способный осуществлять организационную, управленческую и предпринимательскую деятельность в условиях постоянно изменяющейся среды, в том числе цифровой. Технологический предприниматель знает современные методологии разработки продуктов («Бережливый стартап», HADI-циклы, Jobs To Be Done, Customer Development и так далее), владеет основными инструментами разработки продуктов (шаблон персоны, карта эмпатии, шаблон ценностного предложения, Customer Journey Map и другое) и просто готов менять мир с учетом происходящих технологических изменений, создавая бизнес, направленный на формирование готовых инновационных продуктов по приоритетным технологическим направлениям.

— Почему возникла потребность в такого рода специалистах? 

— Техническое развитие и увеличение скорости жизни человека привели к тому, что скорость открытий в разы возросла. Если раньше нужно было до 70 лет для развития технологии, например телефонной связи, от одного пользователя до миллиона, то сейчас современные технологии получают своего пользователя за 3-5 лет. Это привело к тому, что стали необходимы специалисты, готовые брать на себя риски, не только генерировать, но и покупать наиболее перспективные технологии, инвестировать в них и развивать. 

С целью вовлечения студентов в технологическое предпринимательство, формирования у них навыков создания продуктов и запуска стартапов, возникла потребность в развитии университетских экосистем технологического предпринимательства для помощи в создании высокотехнологичных бизнесов.

— Как реализуется обучение технологических предпринимателей в ТПУ, какие уровни образования и специальности оно включает? 

— Подготовка технологических предпринимателей в Томском политехническом университете осуществляется на программах «Инноватика» в бакалавриате и трех программах магистратуры — «Цифровой маркетинг», «Технологическое брокерство», «Технологическое предпринимательство». В период обучения студенты максимально вовлечены в проектную деятельность: в формате акселератора они решают кейсы от индустриальных партнеров.

Преподаватели Бизнес-школы Томского политеха также читают курс «Инженерное предпринимательство» для студентов всех направлений подготовки. Это позволяет сформировать «воронку» студентов, готовых реализовать свой индивидуальный трек технологического предпринимателя.

— Какие ключевые навыки по итогу получают выпускники направления?

— Благодаря тому, что студенты изучают custom development, учатся искать целевую аудиторию, оценивать потенциал коммерциализуемости разработки, это позволяет им быть востребованными в достаточно широком круге направлений. Например, в развитии собственного технологического бизнеса. Не только в deeptech-проектах, но и edutech, которые не предполагают глубокой технологической подготовки. Кроме того, они могут заниматься рационализаторской, оптимизаторской деятельностью внутри существующей компании. Или заниматься маркетингом в рамках исследовательской группы.

Мы учим наших студентов замечать несовершенство существующих бизнес-процессов, производственных процессов, недостаточность существующих решений для бизнеса или потребителей и находить способы улучшить их или создать новое решение. Особое внимание во время обучения мы уделяем поиску решений, замещающих зарубежные аналоги в приоритетных направлениях развития для укрепления технологического суверенитета России.

Программы обучения техпредпринимательству в Томском политехе построены таким образом, чтобы дать студентам практический опыт работы над собственной бизнес-идеей и развития на ее основе продукта для создания бизнеса. Это комплексная работа, ведь студенты учатся не только придумывать идеи, но и рассчитывать рынок и анализировать конкурентов, продумывать юнит-экономику продукта, выступать с презентацией перед инвесторами, формировать бренд своего продукта и продвигать его и многое другое.

— Могут ли выпускники этого направления защитить диплом в виде стартапа? 

— Возможность защитить свой стартап в качестве дипломного проекта появилась у выпускников Томского политеха с 2017 года. Первыми выпускниками были магистранты, прошедшие обучение по программе «Предпринимательство в инновационной деятельности». Студенты инженерных направлений подготовки получили такое право с 2019 года. Томский политехнический университет одним из первых в России запустил подобную практику. С момента запуска программы свои стартапы защитили больше 170 студентов вуза. По данным Министерства науки и высшего образования, в 2020 году каждый седьмой диплом в виде стартапа в РФ защищается в Томском политехе.

— Участвуют ли компании-работодатели в подготовке таких специалистов?

— В Бизнес-школе развита проектная работа, когда студенты в первом семестре выполняют маркетинговые исследования в интересах компаний: студенты по заказу компаний-индустриальных партнеров работают над проектами. Они выполняют анализ целевой аудитории, глубинные интервью, customer development, разработку продукта по результатам интервью и так далее.

За годы развития экосистемы поддержки студенческого технологического предпринимательства в Томском политехе сформировался пул заинтересованных партнеров: предпринимательские сообщества, региональные органы исполнительной власти и институты развития, финансовые организации, крупные индустриальные компании, малый и средний бизнес. Среди них, например, ГК «Росатом», ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть», компания «МТС», Департамент развития инновационной и предпринимательской деятельности, Фонд развития бизнеса «Мой бизнес» и многие другие.

Развитая партнерская сеть вуза позволяет обеспечить поддержку технологических предпринимателей и за контуром университета. Например, Фонд развития бизнеса помогает проектам в консультационной поддержке, Центр инжиниринга и инноваций Томской области готов обеспечить софинансирование затрат на инжиниринговые услуги, а Особая экономическая зона готова предоставить площадки для размещения проектов и обеспечить проект налоговыми льготами и преференциями.

— Направление включает только образовательные программы, или есть и другие проекты, которые реализуются в вузе и также помогают развивать предпринимательскую деятельность? 

— В Томском политехническом университете действует масштабная экосистема технологического предпринимательства. В нее входят «Предпринимательская точка кипения» — место вовлечения в предпринимательство и создание кросс-дисциплинарных команд, Fablab — лаборатория, где можно создать первые прототипы разработки, CustDevLab — сервис, позволяющий протестировать разработку, «Акселератор» — программа поддержки стартап-проектов. В них студенты могут пройти весь технологический путь проекта: от создания бизнес-идеи, определения целевой аудитории, расчета юнит-экономики до создания прототипа своей разработки и получения финансирования. Ежегодно через экосистему технологического предпринимательства в ТПУ проходит более 4 тыс. студентов.

Развитие предпринимательской экосистемы университета обеспечивается за счет комплексности мероприятий и бесшовной модели вовлечения студентов в технологическое предпринимательство. Так, в 2022 году в университете открылось пространство коллективной работы «Предпринимательская точка кипения». Оно стало одной из платформ по развитию технологического предпринимательства в университете, в том числе, например, через привлечение профессиональных инвесторов к финансированию лучших университетских стартапов. С момента открытия пространства более 3,5 тыс. слушателей приняли участие в ее мероприятиях, при этом почти 1,4 тыс. человек были вовлечены в технологическое предпринимательство впервые.

Для масштабирования студенческих предпринимательских проектов в ТПУ реализуются акселерационные программы. В эти программы заходят как проекты студентов старших курсов, имеющих базовые компетенции в технологическом предпринимательстве, так и студентов более младших курсов, выпускников тренингов предпринимательских компетенций, которые только выбрали свой технологический и предпринимательский трек. Для обеспечения бесшовности университетской системы поддержки студенческих стартапов действует механизм упрощенного участия проектов во всех мерах поддержки технологического предпринимательства.

При этом университет предоставляет студентам возможность пройти весь путь создания стартапа: от генерации идеи до изготовления прототипа. Для них в вузе проводятся бесплатные факультативные занятия по проектированию, конструированию, дизайну и изготовлению опытных образцов продукции (MVP).

— Техпредпринимателей в ТПУ готовят уже более 10 лет. Какие основные результаты реализации этого направления вы бы назвали?

— Томский политехнический университет системно развивает технологическое предпринимательство с 2005 года. Университет прошел все эволюционные стадии развития экосистемы: офис коммерциализации, бизнес-инкубаторы (студенческий, конструкторско-технологический), центр трансфера технологий и прочее. Та экосистема, которая сегодня существует в университете, дает студентам возможность попробовать себя в роли технологического предпринимателя и развиваться. Основной результат работы вуза — в достижениях наших студентов. Только в 2022 году студенты Томского политеха выиграли на развитие своих стартапов больше 30 млн рублей. Это программы Фонда содействия инновациям и департамента занятости населения Томской области.

— В 2022 учебном году для техпредпринимателей в вузе обновили все магистерские программы, теперь они сложены по-новому. Что принципиально новое появилось?

— В 2022 году ТПУ «пересобрал» программы магистратуры по технологическому предпринимательству. Принципиальных отличий новой концепции три. Первое — строительство образовательных программ по мультимодальной модели. Это значит, что абитуриент, выбирая одну из программ вуза по направлению «Инноватика», будет иметь возможность беспрепятственно учиться и набирать компетенции и навыки из всех программ.

Вторым важным нововведением стало введение в образовательную программу максимума практической деятельности через проектную работу. Всего их запланировано в программе обучения три. Первая предназначена для студентов всех программ направления магистратуры школы. На ней они получат маркетинговые компетенции. Студенты в междисциплинарных командах решают кейсы реальных заказчиков, которые предлагают бизнес-партнеры вуза из отрасли IT и маркетинга. Это проекты по аналитике данных, customer development, изучению целевой аудитории, выявлению «болей» потребителей, выстраиванию продвижения продукта и многое другое. При этом студенты могут предложить и свой проект для работы.

Во втором семестре студенты будут вести проектную работу в рамках своего профессионального трека в зависимости от образовательной программы: цифровые маркетологи — изучать алгоритмы таргетированной рекламы, цифровые аналитики — аналитику бизнес-процессов и так далее. При этом студенты смогут свободно «перемещаться» от одного трека к другому, чтобы захватить как можно больше компетенций.

Третьим из нововведений стало усиление индивидуализации образовательного процесса. Помимо необходимых hard skills в виде изучения маркетинговых исследований и современных практик управления и soft skills, которые студенты будут прокачивать в проектной деятельности, для студентов-предпринимателей подготовили условия для усиления self skills. Это самоорганизация и самомотивация. Параллельно с основной профессией студенты будут развивать инженерное мышление.

— Какие векторы развития данного направления вы видите? Например, в вузе недавно сообщили, что будут готовить техпредпринимателей в медицине.

— Сейчас на уровне правительства России и губернатора Томской области все больше внимания уделяется развитию технологического предпринимательства. Появился отдельный блок задач, связанных с вовлечением большего количества студентов всех направлений подготовки в предпринимательскую деятельность, который требует тщательной проработки. Поэтому внутри университета назрела необходимость разделения школы как научно-образовательной структуры и стартап-лаборатории, которая сконцентрируется на программах и проектах вуза в области предпринимательства.

Сегодня направлением предпринимательства занимаются две структуры. Первая — образовательная — Бизнес-школа, которая взяла на себя задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов технико-экономического профиля с цифровыми компетенциями и бизнес-аналитиков, применяющих современные цифровые технологии в организационно-экономических процессах. И вторая — непосредственно предпринимательская — стартап-лаборатория «Б51», которая курирует большой блок задач, связанных с развитием технологического предпринимательства в вузе, в том числе участие университета в федеральных программах и проектах.

Университет по-прежнему нацелен на развитие внутренней экосистемы предпринимательства, участие в федеральных программах по этому направлению и совершенствование образовательных программ, которые смогли бы дать первоклассное технико-экономическое образование.

Рубрика сайта РСР «Практикум» — это возможность для представителей российских высших учебных заведений, студентов и компаний-работодателей рассказать о своих лучших практиках выстраивания научно-образовательной деятельности, а также взаимодействия между высшей школой, бизнесом и обществом. Желающие поделиться своими лучшими практиками могут прислать запрос на почту редакции сайта: rsr@raex-a.ru.