Обзор новостей за неделю
6 апреля 2023 г. 10:29

Обзор новостей за неделю

Тип материала: Новость
Регион: -
Источник: РСР

Основные события науки и образования

Мероприятия и документы Президента, Правительства, Федерального Собрания

  • Председатель Госдумы В.В. Володин заявил, что нужно стимулировать обучение по инженерным специальностям, в том числе, за счет повышенных стипендий по сравнению с гуманитарными специальностями.
  • Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Б.А. Чернышов предложил ввести отдельный уровень в системе высшего образования для тех, кто не доучился в вузах. Этот стандарт он предложил назвать «базовым специалитетом».
  • Правительство внесло изменения в Устав МГУ имени М.В. Ломоносова, согласно им число филиалов вуза увеличивается до 11.
  • Глава Минобрнауки России В.Н. Фальков заявил, что перечень специальностей и направлений подготовки необходимо адаптировать к запросам работодателей. 
  • Глава Минобрнауки В.Н. Фальков заявил, что обучающиеся на IT-специальностях в новой системе высшего образования могут получить базовое высшее образование за четыре года.
  • М.М. Мишустин анонсировал выделение более 2,5 млрд рублей на бесплатное переобучение граждан.
  • Глава Минпросвещения России С.С. Кравцов отметил, что Россия практически вошла в десять ведущих стран мира по качеству общего образования (10,5-е место).
  • Ректором Саратовского государственного технического университета (СГТУ) имени Ю.А. Гагарина утвержден Наумов Сергей Юрьевич, сообщает пресс-служба Минобрнауки России.

Развитие общего образования

  • Более 75% российских школьников занимаются дополнительным образованием.
  • Две ведущие школы Подмосковья объявили о планах сменить правовой статус и ввести плату за обучение со следующего учебного года. Предполагается, что ежемесячный взнос за ученика составит 12–15 тыс. рублей без учёта питания.
  • Из 24 финалов Всероссийской олимпиады школьников закончились 7: по искусству, химии, экономике и четырем иностранным языкам. Доля москвичей среди победителей и призеров в различных дисциплинах очень высока, она колеблется от 45% по искусству (МХК) до 75% по китайскому языку.
  • О ЕГЭ и ОГЭ. Заявление главы Рособрнадзора А.А. Музаева.

Развитие высшего образования

  • Президент Российской академии образования О.Ю. Васильева предложила рассмотреть возможность возврата к вечерней и заочной формам обучения.
  • В издаваемом ВШЭ информационном бюллетене "Мониторинг экономики образования" опубликованы результаты исследования на тему "Опыт совмещения учебы и работы аспирантами и его роль в карьерных траекториях выпускников аспирантуры".
  • Приводятся мнения экспертов о реформировании образования.
  • Сообщается о формировании экосистемы молодежных социальных лифтов.
  • 26 марта в МГУ состоялся очный весенний День открытых дверей. Впервые за несколько лет в очном формате около 5000 талантливых школьников и их родителей со всей России приехали в МГУ и узнали о важных новациях приемной кампании-2023.
  • Приводятся данные исследования ВЦИОМ о значении высшего образования.
  • Сообщается о стипендиальной программе Благотворительного фонда "Система" и представителей компаний Группы АФК "Система".
  • НТУ "Сириус" в 2024 году впервые запустит программы специалитета.
  • Анализ доклада "Университетская национальная инициатива качества образования: анализ ситуации в контексте новых задач развития системы" о современном обучении студентов российских вузов.
  • Информация об увеличении стоимости обучения в российских вузах. Прогноз экспертов.

Развитие науки

  • О привлечении в науку школьников. 

Международное сотрудничество

  • О сотрудничестве России в области образования с вузами Египта, Палестины.
  • Уральский федеральный университет (УрФУ) планирует принять на обучение к 2027 году более 10 тыс. студентов на своей новой площадке в городе Лоян в Китае.

Развитие образования за рубежом

  • Эксперт из Оксфордского университета выступил с критикой тенденции определять ценность университетского образования показателями трудоустройства и зарплаты выпускников.
  • В Казахстане представили проект Концепции развития высшего образования и науки на 2023–2029 гг.
  • По данным Министерства образования КНР, общее количество студентов, обучающихся онлайн и офлайн в школах и университетах в России, в 2020 году составило 57 тысяч человек.

 

Мероприятия и документы Президента, Правительства, Федерального Собрания

27 марта «Вести образования» сообщают, что председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что нужно стимулировать обучение по инженерным специальностям, в том числе за счет повышенных стипендий по сравнению с гуманитарными. «<...> Очень много рычагов, решений, которые позволят стимулировать именно инженерные дисциплины. У нас есть бюджетные места, их надо в приоритетном порядке отдавать под инженерные специальности», – сказал он на заседании Думы, обращаясь к премьер-министру РФ М. Мишустину. «Второе, стипендии должны быть по инженерным дисциплинам больше, чем по гуманитарным <...>», – добавил В. Володин.

27 марта «Российская газета» информирует, что вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов предложил ввести отдельный уровень в системе высшего образования для тех, кто не доучился в вузах. Этот стандарт он предложил назвать "базовым специалитетом". Политик напомнил, что Россия выходит из болонской системы образования. Его предложение по "базовому специалитету" касается тех граждан, которые прошли обучение по основной образовательной программе высшего образования и успешно преодолели промежуточную аттестацию. По его оценке, обучение не завершают миллионы граждан, и причины могут быть разные. Получив диплом установленного образца, они смогут претендовать на более продвинутые должности, отметил вице-спикер ГД.

Он напомнил, что и в советской образовательной системе существовало неполное высшее образование. Б. Чернышов пояснил, о каком сроке обучения для прохождения базового специалитета идет речь. При бакалавриате это было два года с предварительной аттестацией, а при специалитете – три года с такой аттестацией, отметил он. Для реализации предложения, по его словам, нужно будет изменить государственные стандарты образования так, чтобы в первые годы обучения проходило больше лекций по основной специальности.

27 марта ТАСС информирует, что Правительство РФ внесло изменения в устав МГУ имени М.В. Ломоносова, согласно которым число филиалов вуза увеличивается до 11-ти. Постановление, подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным, опубликовано в понедельник на официальном портале правовой информации. Согласно документу, у вуза появятся три новых филиала: в Грозном, Усть-Лабинске (Краснодарский край) и Дубне (Московская область). Восемь других филиалов МГУ расположены в Сарове (Нижегородская область), Севастополе, Астане (Казахстан), Ташкенте (Узбекистан), Баку (Азербайджан), Душанбе (Таджикистан), Ереване (Армения), Копере (Словения). 

28 марта «Российская газета» пишет, что перечень специальностей и направлений подготовки необходимо адаптировать к запросам работодателей. Об этом заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков на заседании Союза машиностроителей России и Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" во вторник. «Перед нами стоят важные задачи по обновлению образовательных процессов и их адаптации к текущим реалиям. Поэтому действующему перечню специальностей и направлений подготовки нужна трансформация, – подчеркнул Фальков. – Очевидно, что экономика достаточно серьезно изменилась, и назрели соответствующие коррективы».

Валерий Фальков обратил внимание, что при формировании сроков получения базового высшего образования необходимо принимать во внимание потребности работодателей. «Например, по данным представителей сферы информационных технологий, для приобретения ИТ-профессии достаточно четырехлетнего обучения. Но есть ряд инженерно-технических и естественнонаучных отраслей, которые требуют более длительной подготовки – от 5 до 6 лет. При этом диплом о высшем образовании должен давать работодателю четкое представление, какую отраслевую квалификацию имеет выпускник», – отметил министр.

29 марта INTERFAX сообщает, что обучающиеся на IT-специальностях в новой системе высшего образования могут получить базовое высшее образование за четыре года. Об этом сообщил через пресс-службу глава Минобрнауки Валерий Фальков. Действующий перечень специальностей и направлений подготовки будет трансформирован под текущие реалии, пообещал министр. Он напомнил, что в новой системе высшего образования любой студент сможет бесплатно пройти углубленную подготовку. «В новой системе все, кто получает базовое высшее образование, смогут поступать на бюджет в магистратуру, аспирантуру, ординатуру, ассистентуру-стажировку», – подчеркнул министр. Работа по совершенствованию системы высшего образования ведется в соответствии с потребностями рынка труда, социально-экономическими запросами и геополитическими условиями.

30 марта ТАСС сообщает, что господдержка профессионального образования, повышения квалификации и переобучения важна для достижения технологического суверенитета России: М. Мишустин анонсировал выделение более 2,5 млрд рублей на бесплатное переобучение граждан. Средства в виде грантов получат профильные организации, задача которых – подготовить кадры для рынка труда. Учитывая переориентацию экономики и возросшее значение реального сектора (необходимость наращивать производство), страна объективно ощущает кадровый голод в целом ряде отраслей. В свою очередь, для многих россиян – это возможность найти занятие по душе. Как отметил Мишустин, выделенные средства позволят 46 тыс. граждан обрести новую профессию.

Глава кабинета министров обозначил сферы занятости – дошкольное образование, ремонт, строительство, легкая промышленность. Подобная мера поддержки занятости касается, в первую очередь, уязвимых категорий граждан. На бесплатной основе дополнительное образование смогут получить находящиеся без работы и под риском увольнения женщины с маленькими детьми, люди старше 50 лет. Предусмотрена такая поддержка и для беженцев с территории Украины.

31 марта «Российская газета» пишет, что Россия превысила плановые показатели повышения качества общего образования с опережением на год. Об этом на итоговой коллегии Минпросвещения заявил глава ведомства Сергей Кравцов: «Мы превысили плановые показатели вхождения РФ в число ведущих стран мира по качеству общего образования. Мы должны были достичь планового значения 13,25, а наш показатель – 10,5, – сказал министр. – Мы фактически вошли в десятку, это о многом говорит: о слаженной работе регионов, школьных команд, муниципальных органов управления образованием». Министр просвещения отметил, что ни пандемия коронавирусной инфекции, ни антироссийские санкции не помешали развитию системы общего образования.

31 марта Минобрнауки России сообщает, что ректором Саратовского государственного технического университета (СГТУ) имени Ю. А. Гагарина утвержден Наумов Сергей Юрьевич. Ранее он занимал должность исполняющего обязанности ректора.

Развитие общего образования

27 марта ТАСС пишет, что более 75% российских школьников занимаются дополнительным образованием. Об этом сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. «Сегодня более 75% школьников вовлечены в систему дополнительного образования. Очень важно, чтобы система дополнительного образования развивалась и в школе, и вне школы», – сказал он в рамках марафона открытия четвертого сезона всероссийского конкурса "Большая перемена". По словам министра, сейчас система сохраняет и развивает традиции советского периода – это работа школьных театров, спортивных клубов, шахматных кружков. Также создаются и новые пространства. «Это кванториумы, это IT-кубы, точки роста, <...> чего не было в советский период. Потому что развиваются наука, технологии, робототехника, информационные технологии, генетика. Конечно, со школьного возраста очень важно вовлечь молодого человека и показать возможности науки, технологии», – добавил Кравцов. 

28 марта ТК «Октагон» сообщает, что в начале марта две ведущие школы Подмосковья объявили о планах сменить правовой статус и ввести плату за обучение со следующего учебного года. Предполагается, что ежемесячный взнос за ученика составит 12–15 тыс. рублей без учёта питания. Для многих родителей сумма может оказаться неподъёмной. Руководство школ объясняет решение желанием нанять педагогов высокого уровня для работы с одарёнными детьми; сейчас на зарплаты для них не хватает бюджетных средств. Дефицит денег толкает власти к открытию в новых жилых комплексах Подмосковья платных лицеев вместо муниципальных школ.

Решение о введении платы за обучение в начале марта приняли руководители гимназии имени Иосифа Ольбинского в Сергиевом Посаде и лицея научно-инженерного профиля в Королёве. С 1 сентября государственные школы превратятся в автономные некоммерческие образовательные организации, дальнейшее обучение обойдётся родителям в 12–15 тыс. рублей без учёта питания. Недостаток средств, по словам директоров учебных заведений, не позволяет поддерживать качество обучения на высоком уровне и нанимать на работу лучших учителей. Дополнительных затрат потребует перевод школ на программу полного дня. Родители активно высказывают недовольство по данному поводу и пытаются оспорить принятые решения.

30 марта ТК «Об образовании» информирует, что из 24 финалов Всероссийской олимпиады школьников закончились 7: по искусству, химии, экономике и четырем иностранным языкам. Доля москвичей среди победителей и призеров в различных дисциплинах очень высока, она пока колеблется от 45% по искусству (МХК) до 75% по китайскому языку.

Особенностью "Всероса" по редким языкам – итальянскому, испанскому, китайскому – традиционно является присутствие среди лауреатов обладателей "зарубежных" фамилий и отчеств. Это показывает удивительное для олимпиад равноправие носителей языка с изучающими его в качестве иностранного. Особенно много таких участников среди изучающих китайский язык.

Наряду со всеми соревнуются и школы при иностранных посольствах, и российские школы, находящиеся в стране изучаемого языка (например, школа при Постоянном представительстве России при ООН и других международных организациях в Женеве). Наверняка их ученики отлично владеют соответствующими языками, но со стороны ситуация нормальной не выглядит.

1 апреля ТАСС пишет, что отменять ОГЭ и ЕГЭ в 2024 году пока не планируют. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и Основной государственный экзамен (ОГЭ) в России можно убрать из нынешней системы образования в случае, если будет предложен новый понятный всем механизм. Такое условие отказа от итоговой аттестации назвал глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Он отметил: «ЕГЭ могут отменить только в том случае, если предложат что-то стоящее взамен, понятную модель. Эта модель будет понятна вузам, учителям, школьникам и экспертам, а также законодателям». По его словам, заявления об отмене ЕГЭ можно считать популистскими: они нацелены на набор голосов и лайков в социальных сетях.

В ведомстве также заявили, что ЕГЭ для учеников выпускных классов после отказа от Болонской системы образования сохранится. Экзамен является национальным и построен полностью на российских образовательных стандартах с учетом традиций отечественной системы образования, сообщили в Рособрнадзоре.

Заместитель председателя комитета по науке, образованию и культуре в Совете Федерации Наталия Косихина заявила, что отмена или резкий пересмотр Единого государственного экзамена не должен проходить одномоментно. «Прозвучало послание главы государства. Были озвучены важнейшие вопросы, в том числе и в области вопросов возврата к традиционной системе обучения. Действительно, к системе Единого государственного экзамена накопилось немало вопросов, однако считаю, что быстрыми и реакционными шаги, как и в сфере изменения сроков обучения в университетах, быть не должны. С моей точки зрения, необходимо инициировать общественное и экспертное обсуждение, просчитать все риски, взвесить положительные и отрицательные стороны данного решения, а потом уже принимать решение», – сообщила Н. Косихина.

Развитие высшего образования

27 марта ТК «Наука и университеты» пишет, что президент Российской академии образования Ольга Васильева предложила рассмотреть возможность возврата к вечерней и заочной формам обучения. Она вспомнила советскую практику 70-х годов прошлого столетия, когда в вузы поступало примерно 17% выпускников, а остальные шли в профтехучилища, техникумы, а высшее образование некоторые получали уже позднее – на вечернем или заочном отделениях вузов.

Хотим сразу отметить, что и сегодня вечерняя и заочная форма присутствуют во многих вузах, поэтому возвращаться к ним не нужно – они есть. Другое дело, что состав студентов принципиально изменился по сравнению с советским периодом. Если тогда учились действительно без отрыва от производства люди "от станка", то теперь на вечернем и заочном отделениях вузов доминируют две категории студентов – те, кто не прошел по конкурсу на очную форму, и те, у кого не хватает денег, чтобы учиться очно на внебюджете, ведь на "заочке" платное обучение обычно значительно дешевле.
Есть, правда, еще одна категория студентов вечерней и заочной форм – выпускники колледжей. Но, как мы недавно писали, после СПО в вузы идут не так много – 12–16% выпускников. У вечерней и заочной форм обучения достаточно много противников, которые считают, что уровень подготовки на этих формах существенно ниже, чем на очной. Не случайно, ФГОС по ряду направлений (в частности, по экономическим наукам) не допускают заочную форму обучения.

27 марта ТК «Наука и университеты» публикует данные о работающих аспирантах. В издаваемом ВШЭ информационном бюллетене "Мониторинг экономики образования" опубликованы результаты исследования на тему "Опыт совмещения учебы и работы аспирантами и его роль в карьерных траекториях выпускников аспирантуры". Приведем основные выводы исследователей.

Средний размер стипендии аспиранта составляет 9.5 тыс. руб., что существенно ниже прожиточного минимума. Это вынуждает аспирантов работать параллельно с обучением. Аспиранты готовы полностью сконцентрироваться на обучении в аспирантуре и написании диссертации при условии, что размер стипендии достигнет 50 тыс. руб. Средняя заработная плата аспирантов на работе составляет 52 тыс. руб. Аспиранты, занятые в организациях неакадемического сектора, зарабатывают на 42% больше, чем их коллеги, работающие в образовательных и научных учреждениях. Более половины аспирантов совмещают учебу с работой в академическом секторе, причем в той же организации, в которой обучаются. Вне академического сектора чаще всего работают аспиранты, обучающиеся по профилю социальных наук.

Существенных различий в количестве опубликованных статей между аспирантами, которые совмещали учебу с работой, и теми, кто сосредоточился на обучении в аспирантуре, выявлено не было, при этом более высокая научная продуктивность наблюдается у тех, чья работа связана с темой диссертации. Максимальный процент защитивших диссертацию наблюдается среди тех, кто имел опыт работы в научных подразделениях при вузах. Имеющиеся данные не позволяют однозначно утверждать, что совмещение учебы и работы негативно влияет на вероятность успешной защиты и научную продуктивность аспирантов.

Ретроспективный анализ карьерных траекторий выпускников аспирантуры, которые сейчас трудоустроены на рынке труда, показывает, что за последние десять лет существенно снизилась доля аспирантов, совмещавших учебу с работой в неакадемическом секторе. Это произошло за счет увеличения доли аспирантов, совмещавших учебу с работой в вузах.

27 марта ТК «Научно-образовательная политика» приводит мнение эксперта о реформе образования. Андрей Щербенок, профессор, директор программ бакалавриата Школы управления Сколково, директор Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ: «Последние годы прошли под знаком бурного развития магистерских и ДПО программ по высшему образованию. Не составляет труда записаться на одну из них и разобраться в различиях между проблемно-ориентированным и проектным обучением, персонализацией и индивидуализацией, перевернутым классом и другими гибридными форматами. Нетрудно также получить массу интересных сведений о самых разных аспектах образования в России и других странах, от структуры студенческой мотивации в региональных вузах до особенностей учебного плана в финских школах. Но означает ли это, что мы наблюдем параллельный рост качества учебных курсов и образовательных программ в российских университетах? Можем ли мы сказать, что образовательный опыт среднего российского студента стал лучше, чем пять лет назад? Такой рост, во всяком случае, не очевиден. Во многом это связано с разрывом между знанием "об образовании" и умением применять это знание в конструировании и проведении учебных встреч, образовательных модулей, кластеров учебных курсов и целых образовательных программ в конкретной дисциплинарной и институциональной ситуации. Обилие конкурирующих форматов, моделей и инструментов в образовании связано именно с невозможностью универсального образовательного дизайна: решение, которое может быть оптимальным для одной ситуации, оказывается малоэффективным или даже вредным в другой».
28 марта ТК «Наука и университеты» пишет, что в дискуссии о необходимости возврата к "доболонской" системе обучения зачастую обсуждение ведется вокруг сроков обучения. Мол, 4 года мало, надо делать 5 лет. Однако, по нашему мнению, важно обратить также внимание не только на то, что "снаружи", а и на то, что внутри. А именно, на учебные планы.

В качестве примера возьмем бакалавриат. 4 года обучения, 240 зачетных единиц. Это 8640 академических часов. Эти часы состоят из контактной работы и самостоятельной работы. Иногда выделяются часы на контроль, которые фактически являются самостоятельной работой и предназначены для подготовки обучающихся к промежуточной аттестации. В контактной работе наиболее интересны именно аудиторные часы. Аудиторная работа в вузах варьируется сильно.

Так, во ВГУЭС по направлению "38.03.01 Экономика, очная форма обучения" она составляет 2677 часов (31% от общего количества часов). В ЯрГУ она составляет 3880 часов (45% от общего количества часов) (по иным направлениям часы примерно аналогичные). Таким образом, разница примерно в одну тысячу часов, т.е. как раз год обучения! Законно? – Да, вполне. В действующем законодательстве отсутствуют требования по количеству часов аудиторной работы. Получается, что у студентов разных вузов совершенно разное количество пар в неделю – от 8 до 14 и более. Студент, получая большое количество свободного времени, как правило, устраивается на работу, и процесс его обучения становится еще более поверхностным.

27 марта ТК «Научно-образовательная политика» публикует информацию о формирование экосистемы молодежных социальных лифтов. Это вопрос, который стал прорабатываться форсированными темпами после Майских указов Президента 2018 года. Как нормативный итог – это "вылилось" в раздел нацпроекта "Образование". Как результат – возник определенный кластер политически значимых акторов, приоритетными задачами которых стала реализация проектов и конкурсов, направленных на раскрытие потенциала молодежи.

"Профильной" в этом смысле стала президентская платформа "Россия – страна возможностей" (РСВ), хотя первоначально ее флагманским проектом стал социальный лифт для взрослых – конкурс "Лидеры России". В настоящий момент развитие талантов как система все еще остается молодым направлением, по этой причине тема активно обсуждается на всех публичных дискуссионных площадках. В частности, на ММСО 2023 (Московский международный Салон образования) при участии представителей ключевых инициаторов молодежных проектов прошла сессия "Роль детских и молодёжных конкурсов в развитии талантов".

«Молодёжная политика, работа с детьми – это один из приоритетов работы государства. В эту работу по всей стране ежедневно включается всё больше команд, появляются новые проекты. Но важно не их количество, а то, что к их разработке и реализации привлечены сами дети, студенты. Молодёжная политика становится всё более насыщенной и диверсифицированной», – очертил рамки заявленной темы модератор дискуссии, научный руководитель экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика" Евгений Сжёнов. 

АНО РСВ. "Первой скрипкой" в разговоре на правах ключевой площадки по реализации социальных лифтов стала АНО РСВ. «За пять лет нашей деятельности нам удалось на одной платформе собрать и объединить огромное количество амбициозных людей самого разного возраста. Создать для них много возможностей для реализации их талантов, получения новых знаний, навыков и мотивации для дальнейшего карьерного роста. Сегодня существует даже некоторая конкуренция за их внимание и интерес к проекту», – рассказал первый заместитель АНО РСВ Алексей Агафонов.
Сейчас президентская платформа, сохраняя качество проектов, продолжает наращивать их количество. Стоит отметить, что под своим началом РСВ не только запускает новые проекты, но и собирает лучшие из тех, что реализовывались самостоятельно, усиливая их дополнительными мерами поддержки со стороны АНО. Так, например, конкурс "Моя страна – моя Россия" и Олимпиада кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ) вошли в состав платформы.

ТопБЛОГ. Одна из "дочек" платформы РСВ – бесплатный образовательный проект ТопБЛОГ – стал универсальным социальным лифтом, как для домохозяйки, так и для инженера высоких технологий. Проект стал одним из самых массовых, потому что без ограничений по возрасту и профессии предоставил возможность каждому попробовать реализовать себя как блогера. 

Российская академия образования (РАО). «Традиционно главным социальным лифтом всех времен считается образование. В этом смысле школа и университет имеют особую важную миссию – формирование сообщества успешных и самореализовавшихся выпускников. Ключевую роль в умении заложить ценность и смыслы образования играет учитель. Эта логика привела к тому, что 2023 год в России был объявлен Годом педагога и наставника. Сейчас есть огромное количество конкурсов, которые позволяют каждому ребёнку себя реализовать. Сегодня все вузы страны имеют свою систему поддержки талантливых школьников. Однако все должны понимать, что для вуза важно выпустить не только профессионала, но и личность с такими сформированными качествами, как гражданская идентичность, мировоззрение, внутренняя позиция личности, которая поможет человеку состояться в социуме и в жизни», – отметил вице-президент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ Виктор Басюк.

Игры будущего. Сравнительно новое направление – киберспорт – сегодня привлекает все большее число молодежи. Данный социальный лифт находится на стыке спорта, технологий и образования. При этом поддержку он находит на самом высоком уровне – в лице и спортивного, и цифрового вице-премьера Дмитрия Чернышенко. 

Российское общество "Знание". Одним из всеобще признанных знаковых событий Года науки и технологий, 2021 года, стало возрождение Российского общества "Знание". Быстрый и эффектный старт сразу же привлек массовое внимание россиян. Что было вполне ожидаемо после того, как лекторами "Знания" выступили Владимир Путин и Илон Маск. Однако, помимо просветительской миссии, общество «Знание» дало возможность всем желающим попробовать себя в роли лектора, что тоже стало своего рода социальным лифтом через наставничество и передачу собственных знаний.
«Регулярная калибровка себя на соревнованиях позволяет реально оценить уровень своих навыков и получить тот или иной результат. Это повышает мотивацию собственного развития. У нас есть проект "Лига знаний", в котором участвуют все желающие. Перед его запуском мы создали качественный контент, акцентировали внимание на нашей науке, актуальных событиях научно-образовательной сферы. Когда уже мы стартовали, то получили большую массовость, даже попали в книгу рекордов. В этом году мы сделаем школьный, студенческий этап и ожидаем порядка полумиллиона участников. Будут и индивидуальные, и командные этапы. Здесь как раз проявится наставничество. Старший товарищ будет наставлять младших, помогать им, а они будут больше ценить его знания.

Аналогичный успех у проекта "Школьная лига лекторов". В ней приняли участие около 5000 человек. Это тоже интересный формат мероприятия, когда участники идут не просто повышать навыки ораторского мастерства, расширять свои знания за рамки школьной программы, а хотят почувствовать себя сильнее», – поделился генеральный директор общества "Знание" Дмитрий Рыбальченко.

Университет МИСИС. В вузовском сообществе широкой линейкой возможностей самореализации молодежи и подходом выстраивать работу университета вокруг и для студента славится университет МИСИС. Именно это позволило вузу стать центром притяжения талантливых людей, уверена ректор университета МИСИС Алевтина Черникова. «Для нас очень важно получить студентов, которые действительно захотят потом решать задачи в наших креативных направлениях. Мы разработали авторскую программу профессиональной навигации, которая охватывает все целевые аудитории из регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Вместе с департаментом образования Правительства Москвы мы инициировали проекты инженерных и академических классов в Московской школе. Вместе с ними мы идём по проектам приоритетных направлений для вуза.
У нас есть и авторские проекты, такие как: "2 дня в МИСИС", "Дни науки", где мы сделали особенную секцию "Шаг в будущее". Всё это важные проекты, которые дают результаты в виде сборки лучших школьников страны. Вместе с "Сириусом", "Орлёнком", "Артеком" у нас есть определённые методики, которые позволяют сконструировать индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию развития студента. Университет вместе с РНФ работает над созданием рабочих мест для студентов. Чтобы они, получив знания, смогли их применить в нужной сфере и решить глобальные задачи», – рассказала Алевтина Черникова.

Минобрнауки России. «В 2022 году в России было объявлено Десятилетие науки и технологий. Одна из задач Десятилетия – привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок. По линии Минобрнауки реализуются меры поддержки молодых ученых. Конкурс СНО стал ярким примером вовлечения в науку студентов. Все эти конкурсы для молодых исследователей играют роль в формировании культуры участия, развивают понимание необходимости поиска мер поддержки, борьбы за них. Именно в этом значение конкурсов на ранних этапах», – подчеркнул начальник отдела по работе с молодыми учеными Минобрнауки России Али Асадов. Выстраиваемая система талантов имеет стратегическую значимость – сделать так, чтобы «каждый был на своем месте» в экономике страны. Работа с талантами – это инструмент профориентации, который требует индивидуального подхода. Главным вопросом и проблемой остается то, как вовлечь большее количество людей, чтобы социальные лифты были действительно для каждого.

27 марта ТК «Наука и университеты» сообщает, что 26 марта в МГУ состоялся очный весенний День открытых дверей. Впервые за несколько лет в очном формате около 5000 талантливых школьников и их родителей со всей России приехали в МГУ и узнали о важных новациях приёмной кампании-2023, познакомились с интересующими факультетами, узнали все о процессе поступления, задали вопросы представителям приёмной комиссии, деканам и преподавателям.

В рамках мероприятия в Московском университете прошла научно-образовательная выставка, состоялись экскурсии по факультетам и в передовые научные лаборатории МГУ. Ректор МГУ Виктор Садовничий выступил с традиционной лекцией, во время которой пожелал школьникам удачи и выразил надежду, что сегодняшние абитуриенты летом присоединятся к большой семье МГУ. «Я жду вас в Московском университете!», – сказал Виктор Садовничий.

27 марта ТК «Толкователь» информирует, что в свежем «Мониторинге мнений» (ВЦИОМ, январь–февраль 2023) он увидел очень важное изменение в российском обществе: у высшего образования в России в последние два года случился "Ренессанс". Что мы видим в результатах? С 2008 года в глазах россиян значимость высшего образования падала. А с 2020 года произошёл перелом. Социологи пишут: «В 2023 г. существенно выросла доля россиян, осознающих значимость высшего образования и его влияние на будущие карьерные достижения, по сравнению с 2020 г. показатель вырос на 16 п.п. Это самое высокое значение за всё время измерений». Что-то необычное произошло в сознании россиян во время пандемии 2020–2021 и продолжается во время СВО 2022–2023. Возможно, в этот тяжёлый кризис значительная часть россиян увидела, что основной удар пришёлся по нижним слоям людей без ВО (не имевших возможности самоизолироваться на удалённой работе, вынужденных отправиться на военную мобилизацию и т.п.).

Однако ТК «Об образовании» не согласен с высказанной точкой зрения. Авторы отмечают, что о Ренессансе высшего образования в России говорить несколько преждевременно. С одной стороны, с цифрами не поспоришь. Действительно, на вопрос социологов «Согласны ли вы с тем, что значимость высшего образования часто преувеличивают и без него можно сделать удачную карьеру и устроить свою жизнь?» с 2020 года наши сограждане стали отвечать иначе, что наглядно демонстрируют данные. Но, с другой стороны, в такой логике необъяснимым остается резкий рост/провал 2019-го, без учета этого скачка динамика выглядит совсем иначе. Да и другие соцопросы дают принципиально иную картину, особенно если выборку сужают и отдельно опрашивают молодежь, выпускников или родителей. К примеру, в 2021-м лишь 43% родителей выпускников ответили, что их дети продолжат обучение в вузах. Годом ранее таких родителей было 48%, а в 2019 – 47%. И сейчас 60% 18–24-летних и 52% 25–34-летних уверены, что карьеру сделают и без высшего образования. И если определять существующую эпоху для высшего образования в России, то на "Ренессанс" это пока не похоже, хотя "Смутное время", возможно, и заканчивается.

29 марта ТК «Научно-образовательная политика» пишет, что 28 марта в офисе компании Segezha Group состоялась встреча стипендиатов Благотворительного фонда "Система" и представителей компаний Группы АФК "Система". Встречу организовал Благотворительный фонд "Система", который реализует всероссийский образовательный проект "Лифт в будущее". Встреча, приуроченная к запуску нового потока стипендиальной программы, прошла в гибридном формате – участники, которые не смогли приехать в Москву, подключились к беседе онлайн. Стипендиаты познакомились с экспертами и между собой: рассказали истории знакомства с "Лифтом в будущее" и личного развития в проекте, поделились профессиональными планами.

Президент БФ "Система" Лариса Пастухова и вице-президент по управлению персоналом АФК "Система" Светлана Матвеева, а также эксперты от компаний Группы АФК "Система" – Segezha Group, Sitronics Group и Binnopharm Group – крупнейших работодателей страны, поздравили стипендиатов с победой и рассказали о том, какие образовательные и карьерные возможности в инновационных и традиционных отраслях предоставляет Корпорация стажерам и молодым специалистам.

Пилотная стипендиальная программа "Лифт в будущее" с объемом финансирования в 30 миллионов рублей стартовала в сентябре 2022 года для поддержки молодежи с высоким профессиональным потенциалом. За стипендию соревновались 46266 конкурсантов – 15566 студентов вузов, 7131 студент колледжей и 23 569 учеников 8–10 классов. С сентября по декабрь участники прошли профориентацию и обучение надпрофессиональным компетенциям, проявили целеустремленность и высокий уровень гибких навыков. Из более чем 46 тысяч участников конкурса были выбраны 75 школьников и студентов профессиональных образовательных организаций и вузов из 36 регионов России. Помимо стипендии, которую они будут получать в течение 5 месяцев, победители пройдут карьерные консультации, а студенты вузов также получат возможность пройти стажировки в компаниях.
Целью новой стипендиальной программы "Система" является стимулирование исследовательской, научной и инновационной деятельности молодежи, содействие их участию в разработке и реализации проектов, направленных на развитие реального сектора экономики, поддержка в трудоустройстве и получении первого рабочего места. Стипендиальная программа реализуется при поддержке компаний Группы АФК "Система" в партнерстве с научными и образовательными организациями. 

29 марта ТАСС сообщает, что научно-технологический университет "Сириус" в 2024 году впервые запустит программы специалитета. Среди них будет уникальная – по биоинженерии, сообщил в среду директор Научного центра трансляционной медицины, проректор по научно-технологическому развитию университета "Сириус" Роман Иванов. «Мы реализуем программы магистратуры и аспирантуры, а в следующем году запускаем первые программы специалитета, в том числе уникальный специалитет по биоинженерии, который мы разрабатываем совместно с Курчатовским институтом», – сказал Иванов в рамках видеомоста Москва–Минск, посвященного открытию Конгресса молодых ученых России и Белоруссии и приуроченного ко Дню единения народов двух стран 2 апреля. Он отметил, что сейчас в университете "Сириус" работают пять научных центров.

29 марта образовательная платформа SKILLBOX пишет, что индивидуальные траектории, "софт-скиллы", обучение под запрос работодателя коснулись далеко не всех. К такому выводу пришли авторы аналитического доклада "Университетская национальная инициатива качества образования: анализ ситуации в контексте новых задач развития системы". Этот доклад подготовили вузы – члены сети "Университетская национальная инициатива качества образования" (УНИКО). Он посвящён обеспечению высокого уровня качества образования в российских вузах в условиях распространения коронавируса и в постпандемийный период. 

Новое исследование основано на результатах опросов, проведённых среди более 5 тысяч преподавателей, более 3 тысяч выпускников вузов и 1 тысячи родителей. Кроме того, были проведены интервью: 30 – с топ-менеджерами вузов, 15 – с руководителями психологических служб, а также по шесть фокус-групп с преподавателями и со студентами. Данные собирали с октября по декабрь 2022 года. Наконец, авторы при помощи инструментов для работы с "big data" и сервисов машинного обучения проанализировали материалы из социальных сетей, а также с сайтов и форумов. Эти публикации включали описание проблем, а также жалобы и отзывы студентов, выпускников и их семей на тему о качестве обучения в 679 российских университетах. Помимо прочего, в докладе приводятся данные о том, какие составляющие обучения респонденты считают важными и хотели бы видеть в вузах, а ещё о том, как всё это представлено в действительности.

47% опрошенных учащихся считают очень важной возможность влиять на своё обучение. Кроме того, 83% выпускников ценят наличие в учебном плане большого числа предметов по выбору. При этом предыдущий этап исследования показал, что у 60% учащихся в последнем учебном году не было возможности выбирать дисциплины. А имели её и воспользовались ею лишь 23%. Уточняется, что эта доля выше среди студентов старших курсов бакалавриата или специалитета (27–29%), а также среди учащихся магистратуры (28–30%). Для сравнения: о таком опыте сообщили лишь 18–20% студентов первых–вторых курсов. Помимо этого, предметы по выбору гораздо чаще представлены в ведущих вузах ― 35% против 20% в университетах без специального статуса.

Что касается преподавателей, то они реже считают необходимым наличие курсов по выбору ― так ответили только 63% опрошенных. А 33% и вовсе отрицают значимость большого выбора дисциплин. Лишь 18% считают принципиально важным предоставлять студентам возможность влиять на своё обучение.

В руководстве университетов в целом положительно оценивают персонализацию образования. В то же время топ-менеджеры отмечают, что развитие индивидуальных траекторий ограничено унифицированными требованиями Минобрнауки к учебным планам и особенностями устройства факультетов в российских вузах. Помимо гибкого учебного плана, респонденты считают важной возможность получить дополнительную квалификацию параллельно с освоением основной специальности. На такую необходимость указали 89% опрошенных выпускников. При этом 29% из них отметили, что недовольны условиями, которые для этого создали их вузы. Кроме того, 82% считают необходимым обеспечение консультаций тьюторов или автоматизированной рекомендательной системы о ресурсах университета. 30% выпускников заявили о неудовлетворённости тем, как вузы реализуют эти возможности. 87% опрошенных считают важным критерием качества обучения участие в нём работодателей. При этом 36% выпускников недовольны тем, какие условия для этого созданы в их вузах.

Помимо этого, 92% указывают на необходимость включать в учебный процесс задачи из реальной практики, проблемные кейсы и проектную работу. Не удовлетворены тем, как это происходит, 34% опрошенных выпускников. 90% также считают значимой помощь с карьерным самоопределением и профориентацией. О том, что такие возможности недостаточно представлены в вузах, сообщили 34% выпускников.

По той или иной причине 37% тех, кто получил высшее образование, не считают себя конкурентоспособными на рынке труда в ситуации поиска работы. Каждый пятый опрошенный выпускник считает, что основные задачи вуза ― сформировать у студентов картину мира и развить гибкие навыки. Второй запрос остаётся преимущественно неудовлетворённым ― преподаватели не очень широко используют необходимые для этого подходы вроде проблемно-ориентированного обучения или обучения на основе реальной практики. Только 35% из них самостоятельно ищут новые материалы для занятий. О том, что они приводят факты и примеры для аргументации своей точки зрения, заявили 32%. А применяют теорию на практике всего 24%. О частой работе над групповыми проектами во внеучебное время сообщили 35%.
Доминирующими по-прежнему остаются пассивные и индивидуальные формы обучения, не ориентированные на достижение новых образовательных результатов. Кроме того, преподаватели не меняют методических представлений и практик. 80% выпускников также назвали важным развитие в университете навыков самоорганизации. Не удовлетворены условиями для этого 33% из них.

«Произошедшие в последние годы изменения пока в большей степени затрагивают внешнюю, часто формальную сторону работы университетов. Меняются техническая и инструментальная базы, в аудитории приходит цифровизация, создаются новые электронные сервисы и платформы, однако глубинные установки, подходы и практики в университетах остаются прежними», – делают вывод авторы исследования.

Важность организации психологической помощи в вузе отметили 78% респондентов. Не удовлетворены условиями для этого 37% выпускников. При этом на предыдущих этапах исследования в 2021 году проводились массовые опросы студентов, которые показали: почти три четверти из 36 тысяч респондентов демонстрировали симптомы психологического неблагополучия, а примерно каждый пятый – симптомы депрессии средней тяжести или тяжёлой депрессии.

Напомним, что, согласно исследованиям, университетская среда сама по себе является стрессовой для многих студентов. Это может быть связано с переездом в другой город из-за учёбы, образовательной нагрузкой и переживаниями из-за оценок или с проблемами в коммуникации с другими учащимися. Кроме того, известно, что более 20% первокурсников российских вузов имеют эмоциональные проблемы, а ещё почти 9% сталкиваются с поведенческими трудностями. Внимание к этой проблеме активизировалось после очередной трагедии – стрельбы в Пермском государственном национальном исследовательском университете, которая произошла в 2021 году. В результате в российских вузах решили создать психологические службы. Прошлой осенью Минобрнауки опубликовало утверждённую концепцию их развития.

29 марта ТК «BRIEF» сообщает, что решение МФТИ заменить испанский, французский и немецкий языки в учебных курсах на китайский язык – очень спорное. Не по причине выбора именно китайского языка – логично, что он будет набирать популярность в России. Бог с ним и с немецким, но на французском и испанском языках говорит, в буквальном смысле, треть мира, включая огромное количество стран Африки, Центральной и Южной Америки, с которыми Россия именно сейчас укрепляет отношения. Достаточно вспомнить хотя бы только что прошедшую и широко освещённую СМИ международную парламентскую конференцию "Россия–Африка" и подготовку к ещё более значимому саммиту "Россия–Африка" с участием глав государств.

Например, на испанском языке говорят Колумбия, Панама, Никарагуа, Сальвадор, Коста-Рика, Гватемала, Гондурас, Мексика, Доминиканская Республика, Венесуэла, Куба, Перу, Боливия, Парагвай, Чили, Уругвай и Аргентина. В свою очередь, на французском языке говорят Камерун, Бенин, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Бурунди, Вануату, Габон, Гаити, Гваделупа, Гвинея, ДР Конго, Джибути, Мали, Нигер и даже часть Индии.

Позже на официальном сайте МФТИ сообщается, что "Физтех" возвращается к классической программе преподавания иностранных языков. «Совместная со студенческим сообществом выработка консолидированного мнения по форматам и объемам преподавания зашла в тупик. Для того, чтобы не завязнуть в обсуждениях, а главное, не затягивать переходный период и дать студентам возможность изучать иностранные языки на традиционно высоком для "Физтеха" уровне, мы приняли решение вернуться к классической для МФТИ программе преподавания иностранных языков, которая реализовывалась в институте до 1 сентября 2021 года», – говорится в сообщении. Также отмечается, что студенты, изучающие в настоящее время китайский язык, доучатся по этой программе. 

31 марта ТК «Наука и университеты» пишет, что опубликован агрегированный рейтинг вузов – 2023. Национальный агрегированный рейтинг вузов России 2023 года объединил 686 российских вузов, которые распределены на 10 лиг. В "премьер-лигу" попали 44 вуза, большая часть которых – участники проекта "Приоритет-2030" (36 вузов). 1-я лига включает 80 вузов. Интересно, что не все вузы "Приоритета-2030" вошли в две лидирующие лиги.
Методология Национального агрегированного рейтинга основывается на данных 12-ти авторитетных рейтингов, удовлетворяющих требованиям публичности (полная информация представлена в открытом доступе), стабильности (существуют не менее трех лет), массовости (оценивают не менее 100 вузов) и периодичности (оценивание проводится ежегодно).

31 марта ТК «Научно-образовательная политика» сообщает, что в МГУ им. Н.П. Огарёва прошла интеллектуальная олимпиада «IQ ПФО». Интеллектуальная олимпиада – проект Приволжского федерального округа, который дает возможность молодым людям в конкурентной борьбе показать свои навыки и умения, обменяться опытом, почувствовать себя частью интеллектуальной высокопрофессиональной среды. Участники соревнуются в шести интеллектуальных направлениях – конкурсе инженерных команд, робототехнике, спортивном программировании, управленческих поединках, "Парламентских дебатах" и игре "Что? Где? Когда?". На протяжении двух дней в МГУ им. Н.П. Огарёва 14 делегаций, представляющих Приволжский федеральный округ, и делегация от Белорусско-Российского университета соревновались по 6-ти направлениям олимпиады.
О стоимости обучения. ТК "Октагон" приводит информацию о том, что в этом году абитуриенты могут столкнуться с рекордным повышением цен на обучение в вузах. Если в 2022 году индексация не превышала 4–5%, то в этот раз рост цен по отдельным направлениям может достигнуть 25%. "Октагон" изучил приказы о стоимости обучения на 2023/2024 учебный год. Выяснилось, что наибольший рост платы ждёт IT-специальности, экономику, маркетинг и дизайн, вузы планируют поднять цены по разным направлениям на 7–26%. Эксперты полагают, что учебные заведения пытаются компенсировать потери прошлого года, когда индексацию платы ограничило Минобрнауки.

Вузы обязаны опубликовать расценки на платное обучение для первокурсников 2023/2024 учебного года не позднее 1 июня. Однако отдельные университеты уже вывесили на своих сайтах проекты приказов о новой стоимости учебных программ. В некоторых учебных заведениях произойдёт существенное повышение цен. В Высшей школе экономики рост стоимости очного обучения в Москве по определённым направлениям приближается к 20%. Обучение по программе бакалавриата "Управление бизнесом" подорожало с 650 тыс. до 770 тыс. рублей. На 20–60 тыс. выросли цены на другие востребованные направления, в первую очередь, связанные с программированием и информационными технологиями. Например, на 60 тыс. увеличилась стоимость обучения по программе "Прикладная математика и информатика", на 50 тыс. – по направлениям "Прикладной анализ данных", "Информационная безопасность", "Бизнес-информатика".

Значительный рост стоимости фиксируется и на программах, связанных с экономикой, маркетингом и бизнесом. В то же время по ряду направлений, не входящих в список популярных у абитуриентов (математика, физика, география, юриспруденция, политология, журналистика, история), цены не изменились. Среди направлений магистратуры наибольший рост стоимости фиксируется на бизнес-информатике, психологии (психоанализе) и дизайне.

Значительное повышение цен анонсировал Московский физико-технический институт. Стоимость обучения по направлениям "Прикладная математика и информатика" и "Экономика" там вырастет с 324 до 389 тыс. рублей, по направлениям "Ядерная физика и технологии" и "Техническая физика" – с 420 до 504 тыс., по остальным направлениям – с 360 до 432 тыс. рублей. В процентном отношении подорожание по всем программам составит 20%, что значительно выше уровня даже официальной инфляции.
В Российском государственном социальном университете подорожали практически все направления. Например, стоимость обучения по программам бакалавриата "Бизнес-информатика", "Гостиничное дело", "Государственное и муниципальное управление" увеличилась с 238 до 262,8 тыс. рублей, по программам "Журналистика" и "Информационные системы и технологии" – с 254 до 273,6 тыс., а по направлению "Дизайн" – с 422 до 502,5 тыс. Рост цен на обучение в зависимости от направления составил 7,5–19%. Согласно приказам, опубликованным на сайте университета, в прошлом году стоимость обучения была увеличена всего на 4%, а в 2021-м – на 3,7%.

Повышение цен уже началось в региональных вузах. Согласно приказу, опубликованному на сайте Уральского федерального университета, стоимость обучения там вырастет на 8,7–26%. В зависимости от направления обучения цены на программы бакалавриата будут колебаться от 165 до 299 тыс. рублей за год.

Развитие науки

30 марта ТК «Научно-образовательная политика» пишет, что сегодня наука является одним из стратегически значимых векторов государственной политики. Не случайно в 2022 году было объявлено Десятилетие науки и технологий. План Десятилетия включает в себя задачу привлечения талантливой молодежи в сферу исследований и разработок. Важный период для исследовательского поиска – это школа. Умение привить интерес к науке и сформировать систему бесшовного перехода – те составляющие, которые призваны увеличить приток молодых исследователей. Главным социальным лифтом для школьников, увлекающихся наукой, в настоящее время является Российское движение детей и молодежи (РДДМ "Движение первых"), направление "Наука". Напомним, РДДМ был создан в декабре 2022 года, до этого момента это было "РДШ-Наука". 

«Мы постоянно организовываем очные встречи с представителями вуза и транслируем это в социальных сетях и медиа, чтобы ребята имели возможность в таком формате познакомиться с будущими преподавателями, наставниками, понять для себя, чему они могут научиться в конкретном вузе.
В этом году с целью популяризации науки мы хотим организовать школьные смены на базе университетов и лагерей "Артек", "Орлёнок" и т.д. Все они пройдут по тематикам прикладных наук и исследований. Будет несколько треков проектной деятельности, где ребята заявят свои проекты и поучаствуют в федеральных и региональных мероприятиях. Лучшие из них смогут представить свои идеи на Конгрессе молодых учёных в "Сириусе". Также мы запланировали проведение нескольких мероприятий на региональном уровне с участием губернаторов, региональных министерств, вузов», – рассказал руководитель направления "Наука" РДДМ Павел Степанов.

Международное сотрудничество

27 марта ТК «Международное образование – EduView» сообщает, что 20 марта в Египте состоялась встреча делегации Минпросвещения России с заместителем Министра общего образования и технического образования Египта Мохаммедом М. Мегахедом. По сообщению с официального сайта Минпросвещения России, участники встречи договорились включить изучение русского языка в программу школ и колледжей Египта в качестве второго иностранного. В протокол также вошел ряд мер, способствующих развитию сотрудничества между Россией и Египтом в области общего, среднего профессионального и дополнительного образования.
28 марта ТК «Научно-образовательная политика» пишет, что в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова состоялось открытие первого в России регионального представительства международного Форума «Россия–Африка: что дальше?» МГИМО МИД России. Представительство открылось по горячим следам международной парламентской конференции "Россия – Африка в многополярном мире", состоявшейся в Москве. В ходе площадки было особо подчеркнуто, что прочные связи между Россией и государствами Африки установились еще с тех времен, когда Советский Союз направлял на континент специалистов для строительства электростанций, ресурсодобывающих и машиностроительных предприятий, а африканские студенты получали в СССР высшее образование.
Смена приоритетов во внешней политике Российской Федерации дала новый импульс развитию российско-африканских отношений. В условиях санкционного давления африканские страны по-прежнему являются надежными партнерами России, а значит, взаимовыгодное сотрудничество должно и будет развиваться.
Мероприятие объединило около 350 студентов из ведущих университетов Нижегородской области, в том числе около ста студентов из стран Африки, а также почетных гостей, среди которых были посол по особым поручениям МИД России, руководитель секретариата форума "Россия–Африка" Олег Озеров, представитель МИД России в Нижнем Новгороде Сергей Малов.
29 марта «Российская газета» сообщает, что делегация СКФУ во главе с ректором Дмитрием Беспаловым находится в Палестине. В крупнейшем государственном университете Аль-Истикляль, специализирующемся в области безопасности, состоялось подписание меморандума о сотрудничестве. Ректор СКФУ Дмитрий Беспалов и президент Аль-Истикляль Нуреддин Абу Альруб наметили векторы партнерства в области информационных технологий.

«СКФУ продолжает развивать академические связи с университетами Ближнего Востока. Мы планируем создание совместных научных лабораторий, а также организацию методической помощи для преподавателей русского языка и проведение интерактивных шоу-уроков для студентов и жителей, интересующихся культурой нашей страны. Это позволит динамично выстраивать образовательные, научные и другие проекты между Россией и Палестиной», – считает Дмитрий Беспалов.

Академическим партнером СКФУ в Палестине выступит государственный университет Аль-Истикляль. Отметим, что это единственный государственный университет, который занимается подготовкой студентов по вопросам безопасности, военного и полицейского образования, готовя квалифицированных офицеров для различных палестинских организаций. Северо-Кавказский федеральный университет и Аль-Истикляль будут обмениваться опытом в сфере компьютерной безопасности. Специалисты двух университетов обсудили подготовку для студентов университета краткосрочных курсов, мастер-классов и летних школ по программированию систем машинного обучения, программированию микроконтроллеров и программируемых логических интегральных схем (ПЛИС), технологиям цифровой связи, менеджменту инцидентов кибербезопасности, а также разработке веб-приложений.

29 марта ТАСС информирует, что Уральский федеральный университет (УрФУ) планирует принять на обучение к 2027 году более 10 тыс. студентов на своей новой площадке в городе Лоян в Китае. Об этом сообщили в пресс-службе УрФУ. На данный момент вузы – участники проекта – ожидают получения лицензии. «Лоян-Уральскому университету будут переданы 4 учебных экспериментальных здания (2 экспериментальных корпуса, 2 учебных корпуса), в общей сложности 58 лабораторий, 64 обычные аудитории, 30 учебно-исследовательских и офисных помещений для преподавателей и 4 лекционных зала (на 116 мест). В планах до 2027 года – принять на обучение свыше 10 тыс. студентов – граждан КНР», – сообщили в пресс-службе. На данный момент УрФУ планирует запустить на новой площадке программы бакалавриата по информатике, программной инженерии, экономике и управлению, а также аналогичные программы магистратуры. В 2023 году будет запущено 5–6 образовательных программ, к 2027 году их число увеличится до 30.

Развитие образования за рубежом

28 марта THE – Times Higher Education пишет, что исследователь по вопросам высшего образования из Оксфордского университета Саймон Марджинсон выступил с критикой тенденции определять ценность университетского образования показателями трудоустройства и зарплаты выпускников. По его словам, это ставит вузы в позицию слона, которого просят забраться на дерево.

Общественная дискуссия вокруг "внешней" функции университетов как поставщиков профессиональных кадров упускает из виду его "классическое внутреннее ядро" – обучение и распространение знаний, подготовку социализированных, грамотных, способных к самореализации личностей. И если для достижения своих ключевых "внутренних" задач высшему образованию зачастую достаточно собственных ресурсов, то в отношении "внешних" показателей – трудоустройства, практических навыков и зарплат – это не так. Попытка слепить воедино процессы образования и трудоустройства приводит к тому, что неизбежно страдает качество одной из двух составляющих. По словам профессора Марджинсона, «эффективное обучение актуальным практическим навыкам и основам ориентации в трудовых процессах происходит не в университетах, а на рабочем месте. Даже на большинстве профессиональных курсов, обещающих освоение новых специализаций и трудоустройство, самой сложной задачей, занимающей обычно 3–6 месяцев, является именно вопрос перехода на рабочее место».

30 марта ТК «Международное образование – EduView» сообщает, что Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и министр науки и высшего образования Саясат Нурбек представили проект Концепции развития высшего образования и науки на 2023–2029 гг. В основу документа легли следующие опорные темы:

– развитие сектора транснационального образования на территории Казахстана: только в текущем году в стране должны открыться 5 кампусов зарубежных университетов;

– увеличение финансирования научных исследований в 3,5 раза к 2026 году. Приоритет будет дан институтам, которые занимаются фундаментальными исследованиями;

– постройка новых студенческих общежитий на 10 000 мест к 2029 году;

– планомерное увеличение стипендий для обучающихся бакалавриата и магистратуры в течение всего периода;

– оценка возможности создания центров академического превосходства в региональных вузах, направленных, в первую очередь, на разработку и внедрение новой модели управления научной деятельностью.

31 марта «Российская газета» информирует, что, по данным Министерства образования КНР, общее количество студентов, обучающихся онлайн и офлайн в школах и университетах в России, в 2020 году составило 57 тысяч человек, несмотря на сбои, вызванные пандемией COVID-19. По данным министерства, в 2020 году 40 тысяч российских учащихся изучали китайский язык в 368 российских школах и университетах, а 90 тысяч китайцев изучали русский язык в 868 школах Китая. Между тем, партнерство между университетами двух стран достигло нового прогресса, а Российско-Китайский всеобъемлющий университетский альянс (Sino-Russian Comprehensive University Alliance) стал крупнейшим механизмом двустороннего сотрудничества университетов в мире, добавили в министерстве. Обмены между людьми играют незаменимую роль в укреплении двусторонних отношений, считает аспирантка, добавляя, что взаимопонимание и уважение являются основой для всестороннего сотрудничества между Китаем и Россией.