Как повысить долю аспирантов в вузах, защищающих диссертации в срок?
Комментируют ректоры
По словам президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ имени М. В. Ломоносова Виктора Садовничего, финансовая поддержка обучения российских аспирантов в федеральных вузах на гуманитарных специальностях составляет 3,7 тыс. рублей, на естественных — 8,9 тыс. рублей. В результате «аспирант стоит перед выбором: или идти работать и учиться в аспирантуре формально, или искать способы монетизации своих исследований, которые сильно ограничены. Безусловно, организации и фонды создают инструменты поддержки — стипендии, гранты, целевые выплаты. Однако этого недостаточно», — подчеркнул ректор. В таких условиях «в среднем по стране только около 10 % выпускников аспирантуры защищаются в срок».
Руководители российских вузов прокомментировали, какие стимулы, на их взгляд, могут помочь повысить долю защищающих диссертации в срок.
Андрей Иванович Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: «Невысокая доля тех, кто защищается в срок, на мой взгляд, связана с тем, что те, кто сегодня поступает в аспирантуру, не видят четкой связи между обучением и своей дальнейшей карьерной траекторией. При этом размер стипендии — это весьма незначительный фактор. Сегодня в аспирантуру идут не для того, чтобы получать стипендию, а зачастую и не для того, чтобы вести научные исследования. Я бы хотел вспомнить в этой связи опыт Советского Союза. Часто вспоминают, что аспирантская стипендия в СССР была сравнима с заработной платой высококвалифицированного рабочего. Но надо не забывать, что аспирант в СССР трудился, он был полноценным сотрудником кафедры, целые дни проводил в библиотеке, вел преподавательскую работу. Сейчас часто бывает, что аспирант появляется в университете только чтобы сдать экзамены кандидатского минимума. Поэтому я считаю, что самый оптимальный и быстрый способ повысить долю защищающих диссертации — это вовлекать аспирантов в работу университета, включать их в рабочие группы по выполнению НИОКРовских задач, хоздоговоров, давать ставки преподавателей».
Читать весь комментарий Андрея Рудского
Надежда Ростиславовна Камынина, ректор Московского государственного университета геодезии и картографии: «Безусловно, молодому человеку, выходящему в большую жизнь, после окончания университета нужно на что-то жить, а часто — и содержать молодую семью, поэтому приоритет он отдает работе, а не написанию диссертации. Но причина такого выбора кроется и в низкой активности, малой поддержке со стороны научных руководителей. Аспирант зачастую остается один на один со своей диссертацией, и когда сталкивается с серьезными трудностями, просто бросает это дело. Кроме высоких стипендий или грантов, как мне кажется, важным стимулом для доведения диссертации до защиты может стать исследовательская работа в университете в должности ассистента с назначением дополнительных стимулирующих выплат как молодому ученому и педагогу. Тем более что и университеты заинтересованы в молодых научно-педагогических кадрах».
Читать весь комментарий Надежды Камыниной
Все выпуски проекта #ВопросРектору1 с комментариями собраны в специальном разделе.