«Наша задача — научиться грамотно и рационально использовать ресурсы, чтобы создать задел на будущее»
Ректор РосНОУ Владимир Зернов
В Москве 7 июня состоится XI международный форум вузов «Будущее высшей школы». Проект реализуется рейтинговым консорциумом RAEX (рейтинговое агентство «РАЭКС-Аналитика», Ассоциация составителей рейтингов, оператор данных РАЭКС и др.) в тесном сотрудничестве с академическим сообществом при поддержке Российского Союза ректоров.
Ключевой темой форума станет реформирование национальной системы высшего образования России — долгосрочные цели и вызовы текущего момента.
Основные вопросы, которые прозвучат в рамках форума, редакция сайта РСР решила обсудить с постоянным участником мероприятия, ректором РосНОУ Владимиром Зерновым.
— Владимир Алексеевич, сегодня ведется активное обсуждение предстоящих реформ в системе высшего образования России, эта тема также станет одной из центральных на форуме вузов в июне текущего года. Какому аспекту, на ваш взгляд, стоит уделить особое внимание в этом обсуждении? Что важно не потерять при переходе на новую модель образования?
— Из отечественной системы образования надо взять лучшее и сохранить наработки за последние 30 лет, когда мы активно внедряли практики мирового образования. Полностью отказаться от бакалавриата и магистратуры мы вряд ли сможем. Практически все страны работают по этой системе. Те вузы, которые ведут подготовку иностранцев, понимают: выпускник бакалавриата из другой страны может продолжить обучение только в магистратуре. И мы обязаны иметь такой курс.
— В рамках обсуждения много внимания уделяется срокам и объемам обучения, но мало говорится о внутреннем содержании образовательных программ. Как вы считаете, нужны ли изменения именно в этой части?
— Образование — достаточно консервативная область. И хотя обновлять образовательные программы необходимо, частое внесение изменений в систему образования, по мнению профессионального сообщества, не дает ничего, кроме отсутствия ясности и порядка. Сегодня есть примеры, когда в течение 4 лет люди учатся по 3 учебным планам, — это никому не нужно и только вредит качеству образования.
Наши образовательные программы периодически обновляются в соответствии с современными требованиями. Мы вносим изменения в содержание по всем направлениям подготовки, в том числе в программы по менеджменту, экономике, IT.
— В последние годы все чаще поднимается вопрос о более ранней профориентации молодых людей, еще начиная со школы. На ваш взгляд, необходимо развивать это направление? Могут ли ранняя профориентация и «закрепление» за определенной сферой негативно повлиять на гибкость решения школьника при выборе дальнейшего обучения, в том числе в вузе?
— Скорее, исключение из правил, когда это может навредить. Наш вуз активно реализует программу «Код будущего» по подготовке IT-специалистов со школьного возраста. У нас есть многочисленные примеры, когда школьники или студенты младших курсов колледжей способны решать такие задачи программирования, которые не под силу и выпускникам вуза. По моему мнению, в IT-образовании ранняя профориентация — большой плюс.
— Развитие технологий, в том числе цифровых, изменения в экономике и социальной сфере непосредственно влияют на рынок труда. Какими качествами должен сегодня обладать востребованный специалист?
— Востребованный специалист должен понимать свою профессию, глубоко вникать во все нюансы рабочего процесса, знать иностранные языки — для того чтобы не только общаться, но и читать специализированную литературу на другом языке. Например, врач, знающий английский, всегда превосходит по уровню коллегу, который не владеет этим языком. Сегодня еще практически для всех специалистов добавилось требование — компьютерная грамотность. Не быть активным пользователем компьютера невозможно — в любой области, от образования и медицины до промышленности и сельского хозяйства.
— А удается ли, на ваш взгляд, сегодня вузам найти диалог с работодателями, понять их потребности? Какие форматы взаимодействия вы бы назвали успешными?
— При желании вузы находят диалог с работодателем. Здесь важно встречное движение: вуза — к работодателю, работодателя — к вузу. Часто, увы, этого не наблюдается. Успешный формат взаимодействия, безусловно, — система Физтеха, когда с 3-го курса студент работает на предприятии и видит, какие знания ему необходимо получить в вузе и где именно они применяются. Эффективность такой системы подтверждает вся мировая практика.
— Как вы считаете, должен ли вуз отслеживать карьерный путь своих выпускников, анализировать динамику по трудоустройству?
— На мой взгляд, вуз должен отслеживать динамику трудоустройства выпускников, поддерживать связи с ними. В РосНОУ такая практика существует. На сайте университета есть страница «Клуба выпускников», где каждый может поделиться информацией о себе. В вузе проводятся встречи выпускников и другие мероприятия.
— В последние годы растет роль государства в системе высшего образования страны, увеличивается число бюджетных мест в вузах. А как себя сегодня «чувствуют» частные вузы?
— Частные вузы ежегодно получают все меньше бюджетных мест. Никто не дает четких объяснений, почему это так. Классический пример: нобелевский лауреат вряд ли получит бюджетные места для своей научной школы, если будет работать в частном вузе.
— В июне на XI форуме «Будущее высшей школы» будет представлен рейтинг лучших вузов России RAEX-100, который входит в систему «Три миссии университета». Какова значимость этого рейтинга сегодня для оценки вузов?
— «RAEX-100» и «Три миссии университета» — основные рейтинги для оценки конкурентоспособности и эффективности деятельности вузов. За последние полтора десятка лет у нас было около 10 проектов в образовании. В рамках проектов государство вкладывало значительные ресурсы в высшую школу. Но никто ни разу не привел примера, какая технология была разработана и внедрена. Без рейтингов оценить рациональность использования ресурсов, по которой можно судить об общей эффективности деятельности, невозможно. А пожелание к рейтингам одно: чтобы в них оценивались не только наукометрические показатели, но и реальные технологии.
В ближайшем будущем в лидеры выйдет не только тот, кто наиболее активно будет развивать перспективные направления — IT-технологии, искусственный интеллект, но и тот, кто будет эффективно использовать выделяемые ресурсы. Советский Союз умел это делать — и стал первым в космосе, в освоении атома. Наша задача — научиться грамотно и рационально использовать ресурсы, чтобы создать задел на будущее.
ФОТО: «Научная Россия» / Елена Либрик