«Очень важной поддержкой для молодого ученого является продвижение результатов его исследований»
Надежда Камынина, ректор МИИГАиК
— По словам президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ имени М. В. Ломоносова Виктора Садовничего, финансовая поддержка обучения российских аспирантов в федеральных вузах на гуманитарных специальностях составляет 3,7 тыс. рублей, на естественных — 8,9 тыс. рублей. В результате «аспирант стоит перед выбором: или идти работать и учиться в аспирантуре формально, или искать способы монетизации своих исследований, которые сильно ограничены. Безусловно, организации и фонды создают инструменты поддержки — стипендии, гранты, целевые выплаты. Однако этого недостаточно», — подчеркнул ректор. В таких условиях «в среднем по стране только около 10 % выпускников аспирантуры защищаются в срок».
На ваш взгляд, насколько быстро можно повысить долю защищающих диссертации в срок? Какие стимулы здесь наиболее действенны?
— Безусловно, молодому человеку, выходящему в большую жизнь, после окончания университета нужно на что-то жить, а часто — и содержать молодую семью, поэтому приоритет он отдает работе, а не написанию диссертации. Но причина такого выбора кроется и в низкой активности, малой поддержке со стороны научных руководителей. Аспирант зачастую остается один на один со своей диссертацией, и когда сталкивается с серьезными трудностями, просто бросает это дело.
Кроме высоких стипендий или грантов, как мне кажется, важным стимулом для доведения диссертации до защиты может стать исследовательская работа в университете в должности ассистента с назначением дополнительных стимулирующих выплат как молодому ученому и педагогу. Тем более что и университеты заинтересованы в молодых научно-педагогических кадрах.
В рамках повышения квалификации для аспирантов можно предусмотреть бесплатное обучение, в первую очередь по тематике научной работы. Очень важной поддержкой для молодого ученого является продвижение результатов его исследований: организация его участия в конференциях, помощь в подготовке и печати научных статей.
Но сегодня, в Год педагога и наставника, важно чаще вспоминать о роли и статусе научных руководителей, не менее заинтересованных в защите диссертаций, чем сами аспиранты. Необходимо отдавать должное тому труду и времени, которое они посвящают подготовке работы к защите, крайне важно финансово поддерживать и этот труд. Тогда довольно скоро мы увидим реальные плоды в виде повышения количества тех аспирантов, которые с успехом прошли весь путь до защиты.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Кто еще ответил на вопрос о том, как повысить долю аспирантов в вузах, защищающих диссертации в срок, смотрите здесь.